Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства Руководство экспериментальным плаванием было возложено на штаб морских операций западного сектора Арктики Мурманского морского пароходства. В соответствии с планом проведения эксперимента Мур манское пароходство выделило транспортное судно д/э «Гижига» класса «УЛА» (капитан Маков В.Н.) для рейса Кандалакша-Архангельск-Дудинка- Мурманск; атомный ледокол «Ленин» (капитан Соколов Б.М.) для работы на участке Карские ворота - Енисейский залив - Карские ворота; ледокол «Мурманск» (капитан Федосеев Ф.И.) для работы на участке Енисейский залив - Байкалово - Енисейский залив; ледоколы «Капитан Белоусов» (капитан Бызов К.К.) и «Капитан Воронин» (капитан Сясин И.Г.) для работы на участке Байкалово-Дудинка-Байкалово». Для участия в эксперимен те были приглашены ученые НИИ Арктики и Антарктики, гидрографии, ЦНИИМФа и Норильского комбината, журналисты. Первоначально была даже определена загрузка в Дудинке - четыре тысячи тонн руды и одна тысяча тонн металлопродукции. Представители министерств подтверди ли наличие такого объема грузов в порту. Предусмотрели даже вариант зимовки «Гижиги» в Дудинке. В этом случае предполагалось выгрузить на берег руду, чтобы исключить возможность ее самовозгорания. Главной задачей этого эксперимента являлось получение реальных данных о воз можности использования ледоколов на проводках судов во льдах Карс кого моря и реки Енисей в сложных гидрометеорологических условиях полярной ночи и осуществление в дальнейшем проводки групп судов. Экспериментальное плавание дизель-электрохода «Гижига» и ледо колов Мурманского морского пароходства по реке Енисей состоялось. «10 ноября я вылетел на Диксон, а уже 11 ноября «Гижига» со срочными грузами на борту для Норильского комбината из Архангельска выходит в экспериментальный рейс в порт Дудинка», - продолжал свой рассказ Бронислав Семенович Майнагашев. Все шло отлично до первой встречи со льдами. 14 ноября дизель- электроход подошел к проливу Карские ворота, и атомный ледокол взял его под проводку и направился в Енисейский залив. Кромешная тьма по лярной ночи, снежные заряды, тяжелые льды - все осложняло плавание. Мурманскому пароходству приходилось рисковать, направляя суда во льды, которые сжимали их в тиски, угрожая жизни как судов, так и людей. Шли строго по курсам, рекомендованным штабом морских операций, в соответствии с картой-калькой, сброшенной на атомоход «Ленин». Авиа разведку льдов и подготовку карты на борту ИЛ-14 от Енисейского залива до о. Белый выполнял капитан-наставник Виктор Семенович Вакула. «В Карских воротах нас ожидали атомоход «Ленин» и дизельный ледокол «Мурманск», которые взяли нас под проводку морским путем... Атомоход «Ленин» несколько раз застревал, так как у него не было пневмообмыва. Образовалась «шуба» с обоих бортов метров по 15... К нему на околку вы 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz