Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова рейсам. На том мартовском заседании было принято решение, в первом пункте которого говорилось: «Мурманскому морскому пароходству орга­ низовать экспериментальный рейс судна типа д/э «Амгуэма» под провод­ кой по реке ледоколами типа «Капитан Белоусов» в ноябре месяце, и если позволят условия, то плавание без риска только ледоколами в декабре». На Мурманское морское пароходство возлагалось многое. Оно было от­ ветственно исторически за исход эксперимента, и в сущности, за развитие Норильского горно-металлургического комбината. Ведь если суда не смо­ гут доставлять и вывозить грузы в зимний период, то эффективного раз­ вития не получит горно-металлургический комбинат, и его продукцией не будут обеспечены в достаточной степени металлургические предприятия Мурманской области - комбинаты «Североникель» и «Печенганикель». В общем, Главное управление мореплавания и Мурманское морское пароходство взяли на себя организацию экспериментального рейса, про­ работку совместно с другими заинтересованными ведомствами вопросов ледокольного, гидрографического, научно-оперативного, авиационного обеспечения плавания судов в ноябре-декабре 1970 года. Общее руководство экспериментальным рейсом возложили на на­ чальника морских операций в Западном районе Арктики, заместителя начальника Мурманского морского пароходства Б.С. Майнагашева». (Г.Д. Бурков, В.И. Полищук. Легендарный поход «Гижиги». Норильск, 2005). После этого предложения о первом экспериментальном рейсе на Ду­ динку за пределами сроков обычной в тот период арктической навигации обсуждались на коллегии Минморфлота 19 мая 1970 года. Коллегия тогда приняла решение о проведении в ноябре-декабре 1970 года эксперимен­ тального рейса Архангельск-Дудинка-Мурманск с грузами Норильского комбината. Это решение стало началом планомерных работ по освоению зимнего плавания в Арктике. Начальник морских операций, заместитель начальника Мурманского морского пароходства Бронислав Семенович Майнагашев вспоминает: «24 октября 1970 года вылетел из Диксона в Мурманск, где в тот же ве­ чер у начальника пароходства В.А. Игнатюка решался вопрос продления навигации. 27 октября. В Главном управлении мореплавания Министерства мор­ ского флота мне было предложено изложить план этого рейса заместите­ лю министра Лукьянченко. 29 октября. Совещание состоялось. Среди присутствующих: директор Норильского комбината Машьянов, начальник главка Министерства цветной металлургии Глушков, начальник Мурманского морского паро­ ходства Игнатюк, бывший директор Норильского комбината Дроздов и др. 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz