Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова ние, материалы, новую технику для развития предприятия и расширения его мощностей. В связи с этим Министерство цветной металлургии поста­ вило перед Министерством морского флота задачу расширения сроков доставки грузов для предприятий Норильска. 5 июня 1961 года вышло Постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по продлению навигации в замерзающих морях». Бурное развитие Норильского горно- металлургического комбината остро поставило вопрос о регулярном устойчивом, не эпизодическом, как ранее, обеспечении транспортных связей комбината. Чтобы успешно справиться с возрастающим грузо­ оборотом, перевозка грузов Норильского комбината была поручена Мурманскому и Северному морским пароходствам. До конца шестидеся­ тых годов Мурманское пароходство осуществляло только эпизодические рейсы в устье Енисея. Так, в 1968 году было вывезено из Дудинки судами Мурманского пароходства всего 100 тонн норильской руды. Осуществили эти перевозки моряки теплохода «Дудинка» Мурманского пароходства и теплохода «Таймыр» Северного. Первые регулярные рейсы в Дудинку су­ дов Мурманского морского пароходства начались в 1968 году, а в 1969-м пароходство заявило об открытии арктической транспортной магистрали Мурманск-Дудинка-Мурманск. В этом году резко возросли объемы пере­ возок как по завозу грузов для комбината, так и по вывозу его продукции. В навигацию 1969 года суда пароходства не только обеспечили завоз грузов для горно-металлургической компании - Норильский комбинат, но и в обратном направлении начали вывоз медно-никелевой руды для развития металлургии Мурманской области. Из Мурманска в Дудинку было доставлено более 300 тонн груза и вывезено из Дудинки 27 800 тонн. Всего 100 тонн норильской руды вывезли в этот год суда пароходства. Но это было только начало! Об успешной проводке судов в продленных навигациях на арктиче­ ской трассе у специалистов Минморфлота и Мурманского пароходства сомнений не возникало. На трассу вышел после модернизации атомный ледокол «Ленин». Активное участие атомохода в этих плаваниях обеспе­ чивало резкое увеличение перевозок транспортными судами необхо­ димых грузов. Их ждали десятки заводов страны, как ждал руду Талнаха Мурманский комбинат «Североникель». В то же время базовые порты Архангельск и Мурманск не справлялись с установленными объемами грузоперевозок. Им в помощь был подклю­ чен порт Кандалакша, входивший в состав Мурманского морского паро­ ходства. Первые рейсы из Кандалакши показали, что слабым звеном в работе является отсутствие взаимопонимания между участниками транс­ портного процесса, в результате чего возросли простои в порту Дудинка. Сроки работы этого порта в тот период были ограничены 75-90 сутками. Для изучения ситуации в Дудинку на одном из судов прибыл начальник 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz