Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства фии, когда его установили на полюсе. Сварщики выполнили свою работу. А моряки на полюсе выполнили свою благородную миссию. Перед выходом на полюс на «Арктике» вышли из строя в результате гидравлического удара насосы ЦРПК. Прозевали. Резко упал уровень воды, в результате удара раздуло внутреннюю часть насоса первого кон­ тура. И вот тут уже руководил работами главный инженер по атомным ус­ тановкам Леонид Григорьевич Данилов. А мы у него были на подхвате. Он курил сигарету за сигаретой ночи напролет до того момента, пока краном не выдернули первый насос. Печально, что его сейчас никто не вспоми­ нает. Он значительный след оставил не только в развитии атомного флота, но и нашего предприятия.Тумпаров, конечно, как руководитель предпри­ ятия осуществлял все работы по строительству и ремонту судов. Но без помощи Л.Г. Данилова, В.А. Игнатюка, В.Н. Птицына - секретаря Мурман­ ского обкома партии - так быстро дела бы не шли. Поэтому особенно велик вклад в развитие атомного флота и Базы 92 Леонида Григорьевича Данилова. Когда в партком приходили жалобы, то он передавал их мне, как секретарю партийной организации, и говорил: «Иди разбирайся и мне доложишь». Он был в курсе всего, что происходило в нашем коллективе. Много, казалось бы, невыполнимых проблем приходилось решать коллективу во время становления предприятия. Одна из сложнейших проблем - хранение ядерного топлива. Когда не было «Имандры», посту­ пало в пеналах по нескольку стержней в вагоне свежее топливо. Хранили мы его на складе на территории базы. Там хранились парогенераторы, насосы ЦМПК, и по специальной схеме укладывалось свежее ядерное топливо. По специальной, подчеркиваю, схеме, чтобы не создалась кри­ тическая масса, которая может привести к негативным последствиям. Охраняли склады женщины из ВОХРа. Хорошо, что в те времена не было ни террористов, ни диверсантов. Что стоило пройти через проходную, которую охраняет хрупкая женщина? Но бог был с нами, да и ответствен­ ность у нас была великая. Вспоминаю еще одну проблему. Когда в 1971 году я пришел работать на Базу 92, конструкторского бюро еще не было. Его только начали со­ здавать. Работал всего один техник, который собирал всю поступающую документацию, да еще два-три конструктора с проектной организации «Айсберг», которые делали чертежи для ремонта ледокола «Ленин». Ан­ дрей Иванович поставил задачу - создать свое конструкторское бюро, чтобы не привлекать конструкторов с «Айсберга», а все делать своими силами. В 1988 году, когда «Базу» переименовали в ремонтно-технологи­ ческое предприятие «Атомфлот», был создан техотдел, в котором рабо­ тали уже 30 человек. Коллектив решал все задачи - конструкторские и технологические. 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz