Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова здание. Вот на такое предприятие я был принят на работу Андреем Ивано­ вичем. С приходом на Базу 92 моя жизнь кардинально изменилась. Первым поручением мне отТумпарова было задание сделать эскизы печатей, штампов для канцелярии, бухгалтерии, первого отдела и бюро пропусков нового предприятия. Недолго думая, я ввел изображение бе­ лого медведя и снежинку. Это было в 1971 году, а штампы эти работали до 90-х годов. Когда я пришел на предприятие, мне было всего 27 лет. Вызвал меня к себе в кабинет директор предприятия Андрей Иванович Тумпаров и поручил создать комсомольскую организацию. Создали. Я был секрета­ рем. Через 2 года он дал мне рекомендацию в партию. В 1975 году выдви­ нул мою кандидатуру на должность секретаря партийной организации Базы 92. Вначале работал я конструктором, потом технологом по переза­ рядке ядерного топлива. В самом начале создания предприятия, как я уже вспоминал, у прича­ ла стоял лихтер ПСМ-328, заполненный активной водой. Как узнал поз­ же, корпус у него был 6-миллиметровый, покрытый ржавчиной. На нем хранились радиоактивные отходы. Это всех очень беспокоило. Много позже, когда появились на предприятии суда АТО, для замены выемных частей реактора, предприятие получило и освоило технологический комплекс 328. Технологический перегрузочный комплекс шел тоже под номером 328. Совпадение или нет? Это для меня и сегодня загадка. Как я уже говорил, вначале база называлась «Кольская база Мурман­ ского морского пароходства», а позже ее переименовали в Базу 92 Мур­ манского морского пароходства. Название «База 92» идет от названия проекта. Проект и база имеют один и тот же номер. Предприятие строилось и развивалось на моих глазах, а я был учас­ тником этого строительства, чем несказанно горжусь. Я горжусь своей причастностью к осуществлению многих исторических побед, достигну­ тых нашими моряками в Арктике. Помню, в 1977 году, когда атомный ледо­ кол «Арктика» готовился к походу на Северный полюс, мы на предприятии изготавливали плиту с координатами, которую моряки на полюсе опус­ тили. Затем получил задание изготовить флагшток для подъема флага на макушке земли. Я сделал эскиз 10-метрового флагштока из нержавеющих труб. Собирались они в резьбовой замок с оттяжками, с площадкой для крепления флагштока, с поворотным шарниром и т. д. Пошел согласо­ вывать с Кучиевым, но Юрий Сергеевич был в командировке в Питере, поэтому согласовал с дублером капитана Василием Александровичем Голохвастовым. Были у нас два хороших токаря - Валерий Сейкин и Ренат Даянов. Они сделали резьбовые замки, соединения для этого флагштока. Мы его изготовили, передали на судно и потом видели только на фотогра­ 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz