Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова ведении работ по перезарядке реакторов и других функциях, связанных с радиационно-опасными материалами, проходили проверку на СИЧ. «А пока не был построен ремонтно-технологический комплекс, работа с ядерными отходами производилась совсем иначе, - вспоминает В.П. Бо- нычев, работавший в тот период технологом по перезарядке ядерного топлива. - В атомной группе пароходства ответственным за перезарядку был Семин Михаил Яковлевич - очень грамотный специалист, обладав­ ший чувством высокой ответственности. Так как я был технолог по пере­ грузке ядерного топлива, он был мой основной заказчик и руководитель работ. Пока еще не было ни «Лотты», ни «Имандры», а были две плавба­ зы - «Лепсе» и «Володарский», встал вопрос, как отработанное топливо грузить и отправлять. Мне было дано задание - проектировать стенд по перетарке и перегрузке ОЯТ и дальнейшей перевозке его железнодо­ рожным транспортом. Это вот сейчас подкрановые пути подходят прямо к плавбазе, стотонный кран стоит наготове, приходит эшелон со специ­ альными вагонами - блок-контейнерами, куда опускаются десятитонные бутылки с отработанным ядерным топливом (ОЯТ), в кассете по пять стержней, все автоматически перегружается, открывается, закрывается и отправляется. Когда мы начали вывозить ядерное топливо, у нас этого ничего не было. Приходилось все делать своими руками. По заданию М.Я. Семина я сделал стенд, установили его на «Лепсе». Внизу - транспорт­ ный контейнер, вверху - перегрузочный. С одного в другой опускался чехол с отработанными стержнями. После накопления транспортных контейнеров мы их вывозили. А чем? Моими помощниками были Игорь Петрович Черныш - руководитель конструкторской группы, Рудольф Александрович Федотов - руководитель технологической группы по центральному отсеку, Урыков, Попов, Плетнев и другие специалисты. Они потом все стали руководителями производства, но начинали все в конс­ трукторско-технологическом бюро. Для вывоза транспортных контейне­ ров с ОЯТ мы разработали контоваки, которые устанавливались на КРАЗ. Бутылка ставилась в воронку, заваривалась, крепилась и, как гаубица, на КРАЗе по улице Лобова, по Нижнеростинскому шоссе мы проезжали до 20-го причала морского торгового порта. Сопровождала караван машина ГАИ и машина прикрытия. Сзади ехали дозиметристы и дезактиваторщи- ки. Такой вереницей мы каждую десятитонную бутылочку сопровождали. Так производился вывоз отработавшего ядерного топлива. На 20-м при­ чале выгружали, загружали в товарный вагон и отправляли из Мурманска на челябинский «Маяк». И слава богу, за все время не случилось никакого ЧП. По дороге не потеряли, не опрокинули, не создали радиоактивной обстановки в городе Мурманске». В первой очереди были также построены спецпрачечная (для стирки загрязненной радиацией одежды), станция биологической очистки (и 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz