Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства провести большое количество буро-взрывных работ, ликвидировать мешавшие скальные выходы, и прочее, и прочее. Надо отдать должное строителям - они замечательно справились со своей задачей и спустя короткий промежуток времени ввели дорогу в строй». Нынешнему по­ колению работников предприятия даже представить трудно, как прежде работники базы обходились без прекрасной асфальтированной дороги, по которой сотни автомобилей сегодня доставляют людей на работу и домой после трудового дня. Нерешенной оставалась проблема обеспечения предприятия и его служб телефонной связью. В тот период на Базе работал свой коммутатор всего на 20 номеров. Это мешало поддерживать тесную связь со службами пароходства и другими предприятиями города и страны. Нередко связь нарушалась. Поэтому необходимо было провести телефонный кабель, минуя 35-й завод. На строительство АТС министерство выделило деньги, специалистами был разработан проект, и выбрана трасса для проклад­ ки кабеля. Трасса проходила по скале, но пришлось вновь пароходству обращаться к взрывникам, которым потребовалось проводить большое количество буровзрывных действий. Работы, несмотря на сложности, были выполнены, и предприятие получило надежную телефонную связь. При строительстве первой очереди предприятия, которое затем назы­ вали РТП «Атомфлот», был построен ремонтно-технологический корпус, где расположилась часть цехов для «чистого» судоремонта и часть - для «грязного». В чистой зоне ремонтно-технологического корпуса работали станочный, слесарный, трубопроводный, электромонтажный, корпусно­ сварочный и другие участки. Восьмой цех, самый большой, был специально предусмотрен для дезактивации загрязненного оборудования, которое поступало с судов. После осмотра оборудования специалистами принималось решение о его дальнейшем использовании. То, что подлежало ремонту, отправ­ лялось в грязный цех, а остальное загружалось в контейнеры, завари­ валось и отправлялось в хранилище твердых отходов. Это был самый современный по оборудованию цех со многими автоматизированными операциями. В нем была установлена первая в мире и в нашей стране специальная обмывочная камера для дезактивации насосов первого контура. В то время было построено хранилище твердых радиоактивных отходов. «Также были введены в строй: специализированный участок ремонтно-технологического комплекса (РТК), комплекс испытательных стендов нейтронных радиометров и дозиметров (КИС НРД), установка для сжигания твердых радиоактивных отходов, комплекс спектрометрии измерения человека (СИЧ)». (А.И. Тумпаров, Д.А. Ермолаев. Откуда уходят и куда возвращаются атомные ледоколы. Мурманск, 2000). Весь персонал предприятия, а также моряки атомных ледоколов и судов АТО при про­ 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz