Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова ский «Продмонтаж». Только они могли устанавливать это оборудование. «Свои» сделали это в строго определенные сроки. И уже к наступлению холодов предприятие получило тепло. В начале строительных работ остро встал вопрос обеспечения пред­ приятия водой. До этого воду доставлял портовой катер «Водолей», но когда началось строительство, воды стало не хватать. Проблема... До­ ложили начальнику Мурманского пароходства Владимиру Адамовичу Игнатюку, составили смету, обратились в министерство. Деньги на по­ стройку водопровода были выделены. Генеральный подрядчик - трест «Мурманскморстрой» построил водопровод, а чтобы его не обслуживать и не тратить собственные средства, пришлось обращаться за помощью к руководству города. Город принял водопровод на свой баланс. Для базирования атомоходов нужны были причалы. Предстояло пос­ троить причал длиною 375 метров и углубить дно залива для стоянки атомных судов с осадкой более 7 метров. Строительство глубоководного причала затруднялось тем, что дноуглублению мешала часть скалы, и необходимо было провести подводные взрывные работы. Пришлось привлекать мурманских специалистов управления «Спецвзрывпроекта». Они филигранно выполнили свою работу, что позволило ввести причал в эксплуатацию уже в 1985 году. Одной из насущных потребностей при строительстве предприятия и расширении его производства стало обеспечение электроэнергией. Всего на предприятии было два трансформатора, каждый мощностью 1600 киловатт. Но когда один из них вышел из строя, то пароходству пришлось обращаться в Министерство электротехнической промыш­ ленности для приобретения нового трансформатора. Благодаря тесному сотрудничеству с Мурманским «Колэнерго» заменили существовавшую временно линию электропередач на постоянную. Строительство предприятия проходило успешно, увеличивался объ­ ем грузов, доставляемых на предприятие. Но остро стояла проблема нормального подъезда к Базе. Приходилось постоянно выходить на руководство 35-го завода, писать официальные письма с просьбами про­ пустить через их проходную ту или иную машину с грузом или автобусы с людьми. Предприятие военное, выполняющее стратегические заказы по ремонту секретных объектов, имело несколько пропускных пунктов, и требовалось много времени для оформления и проверки пропусков. Нужна была дорога в объезд завода. Из воспоминаний А.И. Тумпарова: «Проект дороги разработал А.А. Малинин - главный инженер треста «Мурманскморстрой». Проект был согласован с ГАИ, с другими службами, и мы приступили к строительству этой трассы, которую у нас называли не иначе как «дорога жизни». Прокладка ее шла непросто. Поскольку рель­ еф местности в окрестностях Базы 92 очень сложен, необходимо было 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz