Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова ский «Продмонтаж». Только они могли устанавливать это оборудование. «Свои» сделали это в строго определенные сроки. И уже к наступлению холодов предприятие получило тепло. В начале строительных работ остро встал вопрос обеспечения пред приятия водой. До этого воду доставлял портовой катер «Водолей», но когда началось строительство, воды стало не хватать. Проблема... До ложили начальнику Мурманского пароходства Владимиру Адамовичу Игнатюку, составили смету, обратились в министерство. Деньги на по стройку водопровода были выделены. Генеральный подрядчик - трест «Мурманскморстрой» построил водопровод, а чтобы его не обслуживать и не тратить собственные средства, пришлось обращаться за помощью к руководству города. Город принял водопровод на свой баланс. Для базирования атомоходов нужны были причалы. Предстояло пос троить причал длиною 375 метров и углубить дно залива для стоянки атомных судов с осадкой более 7 метров. Строительство глубоководного причала затруднялось тем, что дноуглублению мешала часть скалы, и необходимо было провести подводные взрывные работы. Пришлось привлекать мурманских специалистов управления «Спецвзрывпроекта». Они филигранно выполнили свою работу, что позволило ввести причал в эксплуатацию уже в 1985 году. Одной из насущных потребностей при строительстве предприятия и расширении его производства стало обеспечение электроэнергией. Всего на предприятии было два трансформатора, каждый мощностью 1600 киловатт. Но когда один из них вышел из строя, то пароходству пришлось обращаться в Министерство электротехнической промыш ленности для приобретения нового трансформатора. Благодаря тесному сотрудничеству с Мурманским «Колэнерго» заменили существовавшую временно линию электропередач на постоянную. Строительство предприятия проходило успешно, увеличивался объ ем грузов, доставляемых на предприятие. Но остро стояла проблема нормального подъезда к Базе. Приходилось постоянно выходить на руководство 35-го завода, писать официальные письма с просьбами про пустить через их проходную ту или иную машину с грузом или автобусы с людьми. Предприятие военное, выполняющее стратегические заказы по ремонту секретных объектов, имело несколько пропускных пунктов, и требовалось много времени для оформления и проверки пропусков. Нужна была дорога в объезд завода. Из воспоминаний А.И. Тумпарова: «Проект дороги разработал А.А. Малинин - главный инженер треста «Мурманскморстрой». Проект был согласован с ГАИ, с другими службами, и мы приступили к строительству этой трассы, которую у нас называли не иначе как «дорога жизни». Прокладка ее шла непросто. Поскольку рель еф местности в окрестностях Базы 92 очень сложен, необходимо было 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz