Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства неров, которые имели мощную радиационную защиту. Они получили название блок-контейнеров. Для их размещения на берегу была отведена отдельная территория, построен новый специальный причал. А уже поз­ же, когда появились на предприятии суда АТО (атомно-технологического обслуживания) для замены выемных частей реактора, предприятие по­ лучило и освоило технологический комплекс 328. Почему лихтер 328 и технологический комплекс под таким же номером, объяснить не могу. Вот так в прежние годы хранили мы опасные радиоактивные отходы». После принятия решения о строительстве предприятия началась разработка проектов. Сложность осуществления запланированного состояла в уникальности будущего предприятия. Подобного комплек­ са по обслуживанию судов, работающих на радиоактивном топливе, не существовало не только в Советском Союзе, но и в мире. Атомными субмаринами в нашей стране владел только военно-морской флот, но на флоте существовала узкая специализация. Так, на одном военном заводе производили судоремонт, на другом осуществляли перезарядку топлива, на третьем хранили ядерные отходы. Да и атомные подлодки швартовались на собственных базах. Поэтому проектирование будущего предприятия для обслуживания и ремонта атомных ледоколов шло очень медленно. Приходилось привлекать много научных институтов. Работа над проектом завершилась только в 1973 году. Далее предстояло согла­ сование проекта в разных инстанциях. Согласование шло сложно, ведь будущее предприятие имело огромное значение для сохранения жизни людей от ядерной опасности. Наконец проект был утвержден, и началось строительство комплекса. В южной части территории базы строить пред­ стояло судоремонтные цеха, котельную и другие объекты. Эта часть стро­ ительства называлась «чистой зоной», а в северной части планировалось построить объекты по перезарядке ядерного топлива и все, что связано с этим производством, - «грязная зона». На строительство первой очереди Министерством морского флота было выделено 40 миллионов рублей. Работы по строительству выполнялись генеральным подрядчиком трес­ том «Мурманскморстрой». Прежде всего на строительной площадке будущего предприятия необходимо было решить проблему строительства коммуникаций: авто­ трасса, железнодорожная ветка, линия телефонной связи и обеспечения электроэнергией, водопровод и т.д. В первую очередь строители возвели здание столовой, выбран был один из лучших в стране проектов. В свет­ лой и просторной столовой с множеством высоких окон могли питаться одновременно около 220 человек. Параллельно со столовой началось строительство собственной котельной, чтобы обеспечить людей теплом. Котлы вынуждены были заказать в Бийске. А когда их доставили в Мур­ манск, то выяснилось, что они текут. Пришлось обращаться в мурман- 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz