Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства неров, которые имели мощную радиационную защиту. Они получили название блок-контейнеров. Для их размещения на берегу была отведена отдельная территория, построен новый специальный причал. А уже поз же, когда появились на предприятии суда АТО (атомно-технологического обслуживания) для замены выемных частей реактора, предприятие по лучило и освоило технологический комплекс 328. Почему лихтер 328 и технологический комплекс под таким же номером, объяснить не могу. Вот так в прежние годы хранили мы опасные радиоактивные отходы». После принятия решения о строительстве предприятия началась разработка проектов. Сложность осуществления запланированного состояла в уникальности будущего предприятия. Подобного комплек са по обслуживанию судов, работающих на радиоактивном топливе, не существовало не только в Советском Союзе, но и в мире. Атомными субмаринами в нашей стране владел только военно-морской флот, но на флоте существовала узкая специализация. Так, на одном военном заводе производили судоремонт, на другом осуществляли перезарядку топлива, на третьем хранили ядерные отходы. Да и атомные подлодки швартовались на собственных базах. Поэтому проектирование будущего предприятия для обслуживания и ремонта атомных ледоколов шло очень медленно. Приходилось привлекать много научных институтов. Работа над проектом завершилась только в 1973 году. Далее предстояло согла сование проекта в разных инстанциях. Согласование шло сложно, ведь будущее предприятие имело огромное значение для сохранения жизни людей от ядерной опасности. Наконец проект был утвержден, и началось строительство комплекса. В южной части территории базы строить пред стояло судоремонтные цеха, котельную и другие объекты. Эта часть стро ительства называлась «чистой зоной», а в северной части планировалось построить объекты по перезарядке ядерного топлива и все, что связано с этим производством, - «грязная зона». На строительство первой очереди Министерством морского флота было выделено 40 миллионов рублей. Работы по строительству выполнялись генеральным подрядчиком трес том «Мурманскморстрой». Прежде всего на строительной площадке будущего предприятия необходимо было решить проблему строительства коммуникаций: авто трасса, железнодорожная ветка, линия телефонной связи и обеспечения электроэнергией, водопровод и т.д. В первую очередь строители возвели здание столовой, выбран был один из лучших в стране проектов. В свет лой и просторной столовой с множеством высоких окон могли питаться одновременно около 220 человек. Параллельно со столовой началось строительство собственной котельной, чтобы обеспечить людей теплом. Котлы вынуждены были заказать в Бийске. А когда их доставили в Мур манск, то выяснилось, что они текут. Пришлось обращаться в мурман- 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz