Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова мастерская стала первым серьезным доказательством нашей растущей мощи. Если раньше рабочие ютились в подсобках, то теперь у них поя вились свои, хоть и небольшие, цеха. Здесь разместились слесарный цех, корпусно-сварочный, плотницкие цеха, бытовки для рабочих, помещения для конторских служащих». В те годы пароходство грязные радиоактивные воды хранило на спе циальном лихтере - это было наливное несамоходное судно ПСМ-328, за полненное активной водой. Лихтер был пришвартован к причалу Базы 92. Корпус у него был 6-миллиметровый, покрытый ржавчиной. Это очень беспокоило руководство пароходства и весь коллектив. Необходимо было произвести докование и осмотреть корпус лихтера. Никакой завод не принимал его в ДОК. Тогда Тумпаров собрал весь коллектив Базы, и было принято решение произвести работы своими силами. Это решение было поддержано и контролировалось ледокольной службой пароходс тва. Для этого судно поставили на отмель на кильблоки, где дважды в день во время отлива корпус судна обнажался. Работали дни и ночи. Скребли днище. Все, что соскребали, складывали в контейнер и заваривали. Мур манский санэпиднадзор жестко контролировал работы, но ухудшения радиационного фона не было замечено. Такое докование, связанное с выполнением радиационно-опасных работ на подводной части судна, выполнялось впервые в истории Базы, эта операция не имела аналогов в мире. Лихтер после этого долго еще служил предприятию. «На нем храни лись радиоактивные отходы. А если бы какая авария... и вода бы пошла по Кольскому заливу? Какие могли быть последствия для пароходства... - продолжает свой рассказ Бонычев. - В первые годы существования атом ного флота отработанное ядерное топливо с атомного ледокола «Ленин» передавалось на объекты хранилища Северного флота. Хранилище располагалось в Западной Лице. Но в 1976 году командование Север ного флота потребовало вывести его из их хранилища, в связи с тем что хранилище находилось в аварийной ситуации. В то время в пароходстве ядерные отходы хранились только на плавбазе «Лепсе». А она была загру жена полностью. В пароходстве остро встал вопрос, где хранить ядерные отходы. На территории базы необходимо было построить хотя бы вре менное хранилище. По решению руководства пароходства была создана специальная группа, которую возглавил главный инженер базы Виктор Васильевич Пугач. В нее вошли ведущие специалисты пароходства Миха ил Иванович Чухманенко, Михаил Яковлевич Семин, Вадим Ильич Соко лов и другие. Этой группе было поручено проработать технологический проект создания хранилища, решить проблему перевозки топлива из Западной Лицы, а также решить все вопросы радиационной безопасности при выполнении этих работ. Специалисты группы создали новый проект хранения топлива на берегу. Разработали проект специальных контей 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz