Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова мастерская стала первым серьезным доказательством нашей растущей мощи. Если раньше рабочие ютились в подсобках, то теперь у них поя­ вились свои, хоть и небольшие, цеха. Здесь разместились слесарный цех, корпусно-сварочный, плотницкие цеха, бытовки для рабочих, помещения для конторских служащих». В те годы пароходство грязные радиоактивные воды хранило на спе­ циальном лихтере - это было наливное несамоходное судно ПСМ-328, за­ полненное активной водой. Лихтер был пришвартован к причалу Базы 92. Корпус у него был 6-миллиметровый, покрытый ржавчиной. Это очень беспокоило руководство пароходства и весь коллектив. Необходимо было произвести докование и осмотреть корпус лихтера. Никакой завод не принимал его в ДОК. Тогда Тумпаров собрал весь коллектив Базы, и было принято решение произвести работы своими силами. Это решение было поддержано и контролировалось ледокольной службой пароходс­ тва. Для этого судно поставили на отмель на кильблоки, где дважды в день во время отлива корпус судна обнажался. Работали дни и ночи. Скребли днище. Все, что соскребали, складывали в контейнер и заваривали. Мур­ манский санэпиднадзор жестко контролировал работы, но ухудшения радиационного фона не было замечено. Такое докование, связанное с выполнением радиационно-опасных работ на подводной части судна, выполнялось впервые в истории Базы, эта операция не имела аналогов в мире. Лихтер после этого долго еще служил предприятию. «На нем храни­ лись радиоактивные отходы. А если бы какая авария... и вода бы пошла по Кольскому заливу? Какие могли быть последствия для пароходства... - продолжает свой рассказ Бонычев. - В первые годы существования атом­ ного флота отработанное ядерное топливо с атомного ледокола «Ленин» передавалось на объекты хранилища Северного флота. Хранилище располагалось в Западной Лице. Но в 1976 году командование Север­ ного флота потребовало вывести его из их хранилища, в связи с тем что хранилище находилось в аварийной ситуации. В то время в пароходстве ядерные отходы хранились только на плавбазе «Лепсе». А она была загру­ жена полностью. В пароходстве остро встал вопрос, где хранить ядерные отходы. На территории базы необходимо было построить хотя бы вре­ менное хранилище. По решению руководства пароходства была создана специальная группа, которую возглавил главный инженер базы Виктор Васильевич Пугач. В нее вошли ведущие специалисты пароходства Миха­ ил Иванович Чухманенко, Михаил Яковлевич Семин, Вадим Ильич Соко­ лов и другие. Этой группе было поручено проработать технологический проект создания хранилища, решить проблему перевозки топлива из Западной Лицы, а также решить все вопросы радиационной безопасности при выполнении этих работ. Специалисты группы создали новый проект хранения топлива на берегу. Разработали проект специальных контей­ 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz