Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова правлять их в Совет Министров СССР и Министерство морского флота, обосновывать и аргументировать необходимость строительства самосто ятельного предприятия, и им удалось доказать, что затраты ремонта на посторонних предприятиях окажутся не меньше. Потребовалось 15 лет и пароходству, и морякам атомохода «Ленин», чтобы доказать скептикам, что освоение Арктики без атомных ледоколов невозможно. Тогда было принято решение о строительстве трех новых атомных ледоколов. Только после этого Мурманское пароходство получило разрешение на начало строительства в Мурманске на территории сдаточной базы Адмиралтейс кого завода отдельного предприятия. В 1968 году вышло Постановление Совета Министров СССР о строи тельстве предприятия для базирования и ремонта атомных ледоколов. Его строительство создавало условия независимости базирования и ремонта ледоколов от судоремонтных предприятий Министерства судостроительной промышленности и Военно-Морского флота. Проек тирование его было поручено институту Министерства морского флота «СоюзморНИИпроект». Принадлежащей сдаточной базе территории было недостаточно, и пароходство обратилось к Мурманскому облиспол кому с просьбой о расширении территории для строящегося предпри ятия. Облисполком увеличил территорию до 10 гектаров. В соответствии с проектом предстояло построить предприятие по технологическому признаку: зона А - спецпроизводство и зона Б - здания управления, со оружения, причалы и т. д. Это уникальное в мире предприятие получило название «База 92». «Цифра 92 по таблице Менделеева - атомный вес урана, но база так названа не в честь урана. Дело в том, что проект атомо хода проходил под № 92. Все проектные чертежи, которые разрабатывало проектное бюро «Айсберг», шли под номером 92. А после модернизации в Северодвинске шли под номером 92м. Так вот база 92 идет от названия проекта», - вспоминает ветеран РТП «Атомфлот» Валерий Павлович Боны- чев, вся трудовая деятельность которого связана с основанием предпри ятия и его развитием. В Мурманском пароходстве обсуждали несколько кандидатур на должность директора предприятия, которое тогда существовало только на бумаге. По предложению заместителя начальника пароходства по атомным установкам Леонида Григорьевича Данилова выбор остановили на кандидатуре Андрея Ивановича (официально Анвера Ибрагимовича) Тумпарова, который на Мурманском судоремонтном заводе пароходс тва прошел путь от мастера механосборочного цеха до начальника производства. Это был человек неординарный. Кроме высочайшего профессионализма он обладал прекрасными организаторскими способ ностями, благородством и высоким чувством ответственности. Ему было доверено создать команду и начать строительство нового уникального 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz