Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства Создание уникального предприятия Превратить Арктику в постоянно действующую магистраль стало воз можным только после Великой Отечественной войны. Невзирая на раз руху в стране советское правительство уже в мае 1947 года приняло план проектирования и строительства мощных ледоколов для обеспечения безаварийной работы транспортных судов в морях Северного Ледови того океана. Был разработан проект пяти ледоколов, мощность которых составляла 45 тысяч лошадиных сил. Эти дизель-электрические ледоколы должны были войти в строй действующих в 1953-1955 годах. На Адмирал тейской верфи приступили к постройке первого такого ледокола. Между тем капиталистический мир объявил Советскому Союзу холодную войну, и завод начал работать по выполнению заказов Военно-Морского флота. Но группа ученых и специалистов морского флота вышла в правительство с предложением разработать проект и начать строительство для работы в Арктике мощного атомного ледокола. И уже в 1953 году Совет Министров СССР принял решение о строительстве ледокола, работающего на энер гии мирного атомного. За два года проект был разработан. В августе 1956 началось строительство первого в мире атомного судна - ледокола «Ле нин». Одновременно была создана правительственная комиссия, в состав которой входили представители целого ряда министерств и ведомств. Ко миссии предстояло определить место будущего базирования ледокола в целях испытания его энергетической установки. Ленинград был исключен в связи с соображениями по ядерной и радиационной безопасности. Не обходимо было найти место, отстоящее недалеко от транспортных магис тралей и судоремонтных предприятий. Место базирования должно было удовлетворять всем требованиям безопасности. После долгих дискуссий было принято решение остановить выбор на бухте у мыса Пинагорий, расположенного в окрестностях Мурманска севернее завода «Севмор- путь», который мурманчане знали как военный завод № 35. Сложность отчуждения этой территории длиной около 300 и шириной 40-50 метров, окруженной скалами, состояла в том, что в 1944 году она была передана Северному флоту по личному распоряжению И.В. Сталина. А тем временем атомный ледокол строился ударными темпами. Офи циально он был заложен на стапеле Адмиралтейских верфей 24 августа 1956 года, спущен на воду 5 декабря 1957 года. Первые швартовые ис пытания состоялись 20 октября 1958 года, а уже спустя три года со дня 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz