Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства находился вертолет. Самолеты ледовой разведки штаба морских опера­ ций постоянно контролировали состояние ледового покрова и сбрасы­ вали на ледокол карты с рекомендованными маршрутами. На разведку вылетали лучшие ледовые капитаны. Штаб морских операций регулярно выходил на связь с флагманом ледокольного флота. Караван легко прошел остров Белый и уверенно продвигался к Енисейскому заливу. Погода благоприятствовала. Температура воздуха за бортом не опускалась ниже минус 15 градусов. Дизель-электроход «Гижига» относился к серии судов типа «Амгуэма», спроектированных и построенных специально для плавания в арктических районах, поэтому рейс проходил без больших сложностей. 17 ноября караван достиг Ени­ сейского залива, и атомоход передал «Гижигу» мелкосидящим ледоколам. Учитывая ударную разгрузку и погрузку в порту Дудинка, возвраще­ ние «Гижиги» в Енисейский залив ожидалось через девять дней. За это время ледокол сделал канал для обратного прохода транспорта. Обрат­ ный вывод «Гижиги» из реки Енисей на запад начался 28 ноября. «Ленин» встретил «Гижигу» и возглавил караван в верховьях Енисея. По заранее проложенному каналу ледокол вывел ее на трассу. Погода благопри­ ятствовала, и четыре ледокола уверенно провели дизель-электроход до острова Белый, а далее до Карских ворот. 30 ноября за сутки прошли 223 мили, 1 декабря закончили проводку дизель-электрохода «Гижига» от пролива Москвы в Енисейском заливе на запад до чистой воды в районе Карских ворот. Проводка была выполнена со средней скоростью 7,7 узла. Эти показатели были высокими даже для летнего периода. С 6039 тонна­ ми медно-никелевой руды «Гижига» была выведена обратно на чистую воду в Баренцево море. На все вопросы, поставленные перед участника­ ми этого рейса, специалисты получили исчерпывающие ответы. В одном из рейсов в летнюю навигацию 1971 года капитаном на атомо­ ходе работал Юрий Сергеевич Кучиев, подменявший Бориса Макаровича Соколова. «Занимаясь проводками караванов в Карском море, ледокол «Ленин» «открыл» банку, впоследствии названную банкой «Атомоход». Это произошло 10 августа в 21 час 29 минут в точке с координатами: широта 75 градусов 34 минуты 9 секунд N, долгота 89 градусов 12 минут 5 секунд Ost., - вспоминал ледовый капитан Александр Баринов. - Ледо­ кол получил некоторые повреждения в виде вмятин в днищевой части, но смог доработать до конца навигации». «После одного из рейсов дни­ ще «Ленина» меняли на судоремонтном заводе в Росляково в большом ДОКе (сооружение для ремонта и постройки судов. - От автора). Все днищевые секции были по шпангоутам вырисованы прямо-таки волной. Весь корпус был такими волнами. Видно было каждый шпангоут. За время ремонта заменили 7 днищевых секций. Это была колоссальная работа. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz