Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова Складывается впечатление даже у школьников, что круглогодовые рейсы в порт Дудинка с грузами «Норильского никеля» и для жителей Таймыра осуществлялись во все времена без всякого напряжения сил. После завершения навигации 1970 года ледокол «Ленин» вернулся в порт приписки, и тогда стало известно, что Мурманским пароходством принято решение в середине ноября организовать экспериментальный рейс дизель-электрохода «Гижига» Мурманского морского пароходства в Дудинку с грузами из портов Кандалакши и Архангельска. Проводку «Гижиги» в столь поздние для традиционных рейсов сроки должен был осуществлять атомоход «Ленин», только что вернувшийся из Арктики. Ничего подобного не было за всю историю освоения Арктики. Готови­ лись к рейсу все службы управления Мурманского пароходства, моряки ледоколов, готовились ученые. Каковы условия плавания судов в это время, насколько удобно и пригодно для перевозки судно этого типа, как отражается на состоянии и качестве груза перевозка его морским путем, что покажут экономические расчеты - на все эти вопросы предстояло получить определенные ответы. На Базе 92 на ледоколе специалисты северодвинского завода «Звез­ дочка», находившиеся в Мурманске в командировке, спешно приступили к выполнению работ, которые были заявлены в ремонтной ведомости. Ре­ монтные работы были срочно выполнены, и 12 ноября 1970 года атомный ледокол «Ленин» отошел от причала, встал на рейд, а затем направился в Арктику. 14 ноября в районе Карских ворот атомоход взял под проводку дизель-электроход «Гижига» с грузом 4127 тонн для Норильского горно- металлургического комбината. Кроме «Ленина» этот рейс обеспечивали ледоколы «Мурманск», «Капитан Белоусов» и «Капитан Воронин». Атомо­ ход вместе с ледоколом «Мурманск» обеспечивали проводку «Гижиги» на арктической трассе, а «Капитан Белоусов» и «Капитан Воронин» работали в Енисее. В этот рейс на ледоколе вышла большая группа ученых из инс­ титута Арктики и Антарктики (ААНИИ), ЦНИИМФа (Центрального научно- исследовательского института морского флота), инженеры Норильского горно-металлургического комбината. Цель рейса - продлить навигаци­ онные сроки плавания судов на трассе Мурманск-Дудинка. Это было необходимо для дальнейшего развития Норильского комбината. В ходе рейса ученым предстояло определить вероятности проводки судов в порт Дудинка в зимний период, изучить возможности и скорости ледоко­ лов и транспортов с грузами в молодых льдах Карского моря, Енисейского залива и реки Енисей в условиях низких температур и полярной ночи. Кроме того, в ходе рейса следовало отработать систему научно-опе- ративного обслуживания сверхпоздних проводок и дать обоснованные предложения о продлении навигации на этой линии. На борту атомохода 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz