Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства нистров СССР и, принимая во внимание важность задач, стоящих перед экипажем ледокола после окончания ремонта, необходимость сохране­ ния и подготовки кадров для будущего атомного флота, было принято ре­ шение о строительстве в Мурманске многоквартирного дома для членов экипажа атомного ледокола. 21 июня 1970 года атомный ледокол «Ленин» введен в эксплуатацию после ремонта и начал свою вторую жизнь, при­ ступив к проводке судов на арктической трассе Северного морского пути. Знаменательным событием для первого атомного, вошедшим в ис­ торию освоения Арктики и Мурманского пароходства, стало вскрытие в этом году на месяц ранее обычных сроков Енисейской перемычки и про­ водка вместе ледоколами «Капитан Мелехов», «Красин», «Киев» и «Мур­ манск» каравана судов в Енисейский залив. В этот сенсационный рейс вышли журналисты и кинооператоры ведущих газет и журналов страны. Из рассказа Б.С. Майнагашева: «Лед был достаточно прочный, ледокол «Ленин» начал движение и, пройдя немного вперед, заклинился во льду. В это время справа ледокол «Киев» с разгона уперся в лед, продвинулся на полкорпуса вперед и также остановился, зажатый льдами. Но в это время «Ленин» дал задний ход и начал двигаться назад. Справа от «Киева» врезался в лед «Мурманск», и «Киев» начал движение назад, а «Мурманск» остался стоять заклиненным во льду. Дальше все продолжилось в обрат­ ном порядке: «Киев» разогнался, врезался в лед и освободил «Мурманск», а затем вперед продвинулся «Ленин» и освободил «Киев». Ледоколы один за другим врезались в лед и освобождали друг друга из ледяных объятий. Битва за вскрытие перемычки продолжалась четыре дня. Когда в Енисейском заливе был пробит довольно широкий канал, «Киев» с «Ме­ леховым» повели караван в Дудинку. «Ленин» и «Мурманск» продолжили ломать оставшийся лед у входа в залив. К ним присоединился «Красин». Лед был уже не такой прочный. Канал нарушил его монолитность. Отре­ занные куски льда течением Енисея уносило в море, и в результате Ени­ сейская перемычка оказалась полностью вскрытой. В Дудинку проведен первый караван транспортных судов с грузами на месяц раньше при­ вычного срока. Таким было первое искусственное вскрытие Енисейской перемычки, способствующее продлению сроков арктической навига­ ции». Искусственное вскрытие ледовой перемычки означало, что транс­ портные суда Мурманского морского пароходства с необходимыми для Норильска и Дудинки грузами поступили на целый месяц раньше обыч­ ного открытия навигации. Эта операция вошла в историю Мурманского морского пароходства и историю порта Дудинка. К сожалению, о плано­ мерной целенаправленной работе пароходства по расширению сроков доставки грузов на линии Мурманск-Дудинка для Норильского ГОКа и об усилиях моряков Мурманского пароходства сегодня постарались забыть. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz