Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова Затем «Ленин» отбуксировали в бухту Цивольки у Новой Земли, имен­ но там должна была быть захоронена старая установка. В назначенном месте специалисты провели окончательную подготовку к затоплению реакторной установки: в местах перемычек, на которых держалась вся конструкция, заложили взрывные патроны, после этого патроны были подорваны, конструкция отделилась от корпуса ледокола и затонула (глубина в заливе не превышала 40-50 метров). Взрывники подорвали установленные заряды. Ледокол подпрыгнул на несколько метров над водой и вернулся в соответствующее состояние. Днищевая часть отсека вместе со всем оборудованием отделилась от судна и мгновенно ушла на дно. После этого ледокол отбуксировали в Мурманск и снова поставили в док. Рабочие восстановили часть утопленного корпуса и обшивку». 18 февраля 1967 года Советом Министров СССР было принято поста­ новление № 148-62, которое предусматривало модернизацию атомохода, замену на «Ленине» трехреакторной атомной паропроизводящей уста­ новки ОК-150 на двухреакторную ОК-900 и одновременный ремонт ледо­ кола. Советские ученые и конструкторы, создававшие ледокол, при раз­ работке новой атомной установки учли замечания и наблюдения эксплуа­ тационников, выводы специалистов Мурманского морского пароходства и создали новую атомную судовую установку - двухреакторную ОК-900. Работы были поручены Северодвинскому предприятию «Звездочка», а сроки назначены очень жесткие. Планировалось завершить ремонтные работы к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина и в начале навигации 1970 года выйти на трассы. С начала строительства на ледоколе почти постоянно находилась опе­ ративная группа специалистов из Центрального конструкторского бюро «Айсберг». Во время ремонта их число значительно увеличилось. Возрос­ ло число и горьковчан, которые проектировали установку центрального отсека. Кроме проектировщиков на ледоколе постоянно находились уче­ ные Курчатовского института, которые тоже наблюдали за ходом ремонта ледокола. Огромное внимание реконструкции ледокола уделяла служба атомного флота Мурманского морского пароходства. В 1969 году на судне начался аврал, работы велись уже в три смены. К работам в сутки нередко привлекалось более 1000 человек. Экипаж также прикладывал усилия к тому, чтобы судоремонтные работы были выполнены с высоким качеством и к назначенному сроку. Во время ремонта в экипаж пришла радостная весть, которая способс­ твовала не только сплочению экипажа, но и подъему его трудовой актив­ ности. Руководство пароходства ходатайствовало перед Министерством морского флота о необходимости обеспечения жильем атомоходцев. Соответственно, Министерство обратилось с ходатайством в Совет Ми­ 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz