Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства 124 ОТВС выгрузить вместе с экранной сборкой и компенсирующей ре­ шеткой. Для этого в береговых условиях был изготовлен специальный защитный контейнер, в который поместили часть конструкции реактора вместе с ОЯТ (отработавшее ядерное топливо). Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 году. После плановой загрузки свежего ядерного топлива в один из реакторов ЯЭУ (ядерная энергетическая установка) ледокола была зафиксирована течь из трубо­ проводов третьего контура (контур охлаждения оборудования первого контура). Для выяснения места протечки требовалось вскрытие биологи­ ческой защиты в реакторном отсеке. Защита была изготовлена в виде сплошной заливки из бетона с метал­ лической стружкой и не являлась разборной, поэтому работы выполня­ лись с помощью отбойных молотков. Это привело к тому, что в процессе работ были нанесены новые серьезные механические повреждения обо­ рудованию реакторной установки. Вскоре стало ясно, что таким образом ликвидировать неполадки невозможно. Неудачная операция по ремонту системы охлаждения стала одной из причин решения о полной замене ЯЭУ (ядерной энергетической уста­ новки) ледокола «Ленин». Требовалось удалить весь реакторный отсек, включая парогенераторы и насосы, весом около 3500 тонн». (Из докл. экологического объединения «Беллона» «Атомная Арктика: проблемы и решения», 2001 г.). К этому времени уже появилась необходимость модернизации ЯЭУ, в конструкторских бюро был почти готов проект новой установки типа ОК-900. В 1966 году, после шести проведенных навигаций для дальней­ шей модернизации атомный ледокол был выведен из эксплуатации. «Сейчас кажется, что так просто старая ядерная установка была де­ монтирована и захоронена на дне моря, но подобная операция тогда выполнялась впервые в мире. Это был уникальный эксперимент, который разработали ученые совместно со специалистами службы атомного фло­ та Мурманского морского пароходства, - вспоминаеттехнолог по зарядке ядерного топлива Базы 92 Валерий Павлович Бонычев. - Занималось выполнением работ секретное предприятие - почтовый ящик, - специ­ ализирующееся на направленных взрывах. Работа эта осуществлялась медленно и очень тщательно. Вначале ядерная установка была выведена из эксплуатации, ядерное топливо выгружено, после этого первый кон­ тур был заполнен специальной консервационной жидкостью и ледокол поставили в док. Газорезчики всю нижнюю часть отсека прорезали по периметру, оставив перемычки, на которых держалась отрезанная часть. Закончив подготовительные работы, ледокол вышел из дока. В выполне­ нии данных работ принимали участие и специалисты Базы 92. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz