Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства 124 ОТВС выгрузить вместе с экранной сборкой и компенсирующей ре шеткой. Для этого в береговых условиях был изготовлен специальный защитный контейнер, в который поместили часть конструкции реактора вместе с ОЯТ (отработавшее ядерное топливо). Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 году. После плановой загрузки свежего ядерного топлива в один из реакторов ЯЭУ (ядерная энергетическая установка) ледокола была зафиксирована течь из трубо проводов третьего контура (контур охлаждения оборудования первого контура). Для выяснения места протечки требовалось вскрытие биологи ческой защиты в реакторном отсеке. Защита была изготовлена в виде сплошной заливки из бетона с метал лической стружкой и не являлась разборной, поэтому работы выполня лись с помощью отбойных молотков. Это привело к тому, что в процессе работ были нанесены новые серьезные механические повреждения обо рудованию реакторной установки. Вскоре стало ясно, что таким образом ликвидировать неполадки невозможно. Неудачная операция по ремонту системы охлаждения стала одной из причин решения о полной замене ЯЭУ (ядерной энергетической уста новки) ледокола «Ленин». Требовалось удалить весь реакторный отсек, включая парогенераторы и насосы, весом около 3500 тонн». (Из докл. экологического объединения «Беллона» «Атомная Арктика: проблемы и решения», 2001 г.). К этому времени уже появилась необходимость модернизации ЯЭУ, в конструкторских бюро был почти готов проект новой установки типа ОК-900. В 1966 году, после шести проведенных навигаций для дальней шей модернизации атомный ледокол был выведен из эксплуатации. «Сейчас кажется, что так просто старая ядерная установка была де монтирована и захоронена на дне моря, но подобная операция тогда выполнялась впервые в мире. Это был уникальный эксперимент, который разработали ученые совместно со специалистами службы атомного фло та Мурманского морского пароходства, - вспоминаеттехнолог по зарядке ядерного топлива Базы 92 Валерий Павлович Бонычев. - Занималось выполнением работ секретное предприятие - почтовый ящик, - специ ализирующееся на направленных взрывах. Работа эта осуществлялась медленно и очень тщательно. Вначале ядерная установка была выведена из эксплуатации, ядерное топливо выгружено, после этого первый кон тур был заполнен специальной консервационной жидкостью и ледокол поставили в док. Газорезчики всю нижнюю часть отсека прорезали по периметру, оставив перемычки, на которых держалась отрезанная часть. Закончив подготовительные работы, ледокол вышел из дока. В выполне нии данных работ принимали участие и специалисты Базы 92. 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz