Карепова, В. И. Музей Мурманского морского пароходства // Рыбное хозяйство. – 2005. – № 2. – С. 77.

СЕВЕРНЫЙ БАССЕЙН Музей Мурманского морского пароходства В.И. Карепова - директор музея Мурманского морского пароходства Организованное 22 сентября 1939 г. Мурманское морское паро­ ходство много сделало для укрепления мирового авторитета России, развития отечественной науки мореплавания на Северном морском пути. Начав плавания в Арктику на маломощных паровых судах, про­ должавшиеся не более двух с половиной месяцев в году, моряки па­ роходства, опираясь на опыт предыдущих поколений, используя мощ­ ную современную технику, сделали работу на полярных трассах круг­ логодичной. О добрых делах моряков, об историческом прошлом и настоя­ щем судоходной компании ОАО «Мурманское морское пароходство» рассказывают стенды и экспонаты корпоративного музея истории, рас­ положенного в Мурманске по адресу: ул. Володарского, дом 6. В му­ зее открыты три зала: «История развития транспортного и ледоколь­ ного флота», «Корабли и люди атомного флота», «Диорама освое­ ния Северного морского пути». В фойе музея расположена выставка фотографий «Полюс-2000», посвященная природе Арктики. Активная работа транспортного флота на Северном морском пути стала возможной с постройкой в 1899 г. ледокола «Ермак» - первого в мире ледокола, предназначенного для ломки полярных льдов. «Де­ душка ледокольного флота» представлен в музее моделью, восхи­ щающей посетителей изяществом форм первого линейного ледоко­ ла. В музее сохранились некоторые раритетные экспонаты с «Ерма­ ка» - штурвал, барометр, шлюпочный компас и большое количество документов и фотографий, рассказывающих о 65-летней истории работы ледокола. Но особой гордостью музея является «Книга «Ер­ мака»», в которую занесены фамилии всех моряков ледокола с 1899 по 1936 г. Уникален судовой колокол (рында) с ледокола «Святогоръ» - младшего брата «Ермака». Малиновый звон этой рынды слышали льды Арктики еще в 20-е годы XX века, когда интернированный «Свя­ тогоръ» под английским флагом спасал моряков ледокольного паро­ хода «Малыгин». Старые паровые суда, вписавшие яркие страницы в историю ос­ воения Арктики, представлены моделями ледокольных пароходов «А. Сибиряков», «Садко», «Г. Седов», ледореза «Ф. Литке». Значительное место отводится рассказу о тех, кто плавал в союз­ нических конвоях во время Великой Отечественной войны. Картины с изображением судов и портреты участников огненных походов яв­ ляются доказательством героизма моряков торгового флота и после­ военной дружбы участников северных конвоев. Недавно экспозиция пополнилась моделями советского ледокола «И. Сталин», американ­ ского ледокола «Северный ветер» и транспорта типа «Либерти», уча­ ствовавших в обеспечении перевозки грузов из стран антигитлеровс­ кой коалиции в СССР по договору ленд-лиза. Целая экспозиция посвящена работе моряков Мурманского па­ роходства на ледовых арктических трассах. Посетители восхищают­ ся качеством моделей исторических ледоколов и транспортных су­ дов, изготовленных мурманскими судомоделистами. Почетное место в музее занимает экспозиция, посвященная уча­ стию экипажей Мурманского пароходства в освоении Антарктиды. 19 рейсов (1955 - 1974 гг.) к ледовому континенту совершил исто­ рический дизель-электроход «Обь», моделью которого открывает­ ся эта небольшая экспозиция. Здесь собираются группками дети, которым хочется дотронуться до «манишек» чучел антарктических пингвинов. Гордостью музея является почетный канадский приз «Золотая трость». Шесть тростей были завоеваны экипажами судов Мурманс­ кого пароходства, в новогоднюю ночь ошвартовавшихся у причалов Монреаля. Вручению такой трости поэт Лев Ошанин посвятил «Бал­ ладу о том, как шла в Монреаль советская «Индигирка»: «Как здесь искренне удивлены: Капитан Пинежанинов принял трость. Встала, гордости не тая, «Индигирка» - Первый заморский гость - Мурманчанка - песня моя». Особый интерес вызывают экспонаты, связанные с атомным флотом. В музее хранятся модели всех поколений атомных судов («Ленин», «Арктика», «Таймыр»), Здесь же представлена модель единственного в мире транспортного судна с ядерной паропроизво­ дящей установкой-атомного лихтеровоза «Севморпуть». Кстати, дети называют его за огромные размеры «Полярным Титаником». Уникаль­ ны модели ядерного реактора и подводного комплекса для погрузки арктической нефти на Варандее. На стендах музея размещены старые морские приборы, докумен­ ты, фотографии знаменитых моряков, совершавших первые экспе­ диции по морям Северного Ледовитого океана. В музее имеется кол­ лекция видеофильмов об Арктике. Большое число судовых колоколов позволяет посетителям услы­ шать и сравнить их мелодичное, продолжительное звучание. Завершает экспозицию диорама «Освоение Северного морского пути», показывающая процесс работы моряков в условиях Арктики. Живыми, яркими красками вспыхивает северное сияние. Все, что собрано в залах музея, - результат бескорыстного труда ветеранов пароходства. В экспозициях сохраняются мужество и ге­ роизм моряков, запечатлена память о научных открытиях и славных делах трудового коллектива, которому они посвятили большую часть своей жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz