Карепова, В. И. Музей Мурманского морского пароходства // Рыбное хозяйство. – 2005. – № 2. – С. 77.
СЕВЕРНЫЙ БАССЕЙН Музей Мурманского морского пароходства В.И. Карепова - директор музея Мурманского морского пароходства Организованное 22 сентября 1939 г. Мурманское морское паро ходство много сделало для укрепления мирового авторитета России, развития отечественной науки мореплавания на Северном морском пути. Начав плавания в Арктику на маломощных паровых судах, про должавшиеся не более двух с половиной месяцев в году, моряки па роходства, опираясь на опыт предыдущих поколений, используя мощ ную современную технику, сделали работу на полярных трассах круг логодичной. О добрых делах моряков, об историческом прошлом и настоя щем судоходной компании ОАО «Мурманское морское пароходство» рассказывают стенды и экспонаты корпоративного музея истории, рас положенного в Мурманске по адресу: ул. Володарского, дом 6. В му зее открыты три зала: «История развития транспортного и ледоколь ного флота», «Корабли и люди атомного флота», «Диорама освое ния Северного морского пути». В фойе музея расположена выставка фотографий «Полюс-2000», посвященная природе Арктики. Активная работа транспортного флота на Северном морском пути стала возможной с постройкой в 1899 г. ледокола «Ермак» - первого в мире ледокола, предназначенного для ломки полярных льдов. «Де душка ледокольного флота» представлен в музее моделью, восхи щающей посетителей изяществом форм первого линейного ледоко ла. В музее сохранились некоторые раритетные экспонаты с «Ерма ка» - штурвал, барометр, шлюпочный компас и большое количество документов и фотографий, рассказывающих о 65-летней истории работы ледокола. Но особой гордостью музея является «Книга «Ер мака»», в которую занесены фамилии всех моряков ледокола с 1899 по 1936 г. Уникален судовой колокол (рында) с ледокола «Святогоръ» - младшего брата «Ермака». Малиновый звон этой рынды слышали льды Арктики еще в 20-е годы XX века, когда интернированный «Свя тогоръ» под английским флагом спасал моряков ледокольного паро хода «Малыгин». Старые паровые суда, вписавшие яркие страницы в историю ос воения Арктики, представлены моделями ледокольных пароходов «А. Сибиряков», «Садко», «Г. Седов», ледореза «Ф. Литке». Значительное место отводится рассказу о тех, кто плавал в союз нических конвоях во время Великой Отечественной войны. Картины с изображением судов и портреты участников огненных походов яв ляются доказательством героизма моряков торгового флота и после военной дружбы участников северных конвоев. Недавно экспозиция пополнилась моделями советского ледокола «И. Сталин», американ ского ледокола «Северный ветер» и транспорта типа «Либерти», уча ствовавших в обеспечении перевозки грузов из стран антигитлеровс кой коалиции в СССР по договору ленд-лиза. Целая экспозиция посвящена работе моряков Мурманского па роходства на ледовых арктических трассах. Посетители восхищают ся качеством моделей исторических ледоколов и транспортных су дов, изготовленных мурманскими судомоделистами. Почетное место в музее занимает экспозиция, посвященная уча стию экипажей Мурманского пароходства в освоении Антарктиды. 19 рейсов (1955 - 1974 гг.) к ледовому континенту совершил исто рический дизель-электроход «Обь», моделью которого открывает ся эта небольшая экспозиция. Здесь собираются группками дети, которым хочется дотронуться до «манишек» чучел антарктических пингвинов. Гордостью музея является почетный канадский приз «Золотая трость». Шесть тростей были завоеваны экипажами судов Мурманс кого пароходства, в новогоднюю ночь ошвартовавшихся у причалов Монреаля. Вручению такой трости поэт Лев Ошанин посвятил «Бал ладу о том, как шла в Монреаль советская «Индигирка»: «Как здесь искренне удивлены: Капитан Пинежанинов принял трость. Встала, гордости не тая, «Индигирка» - Первый заморский гость - Мурманчанка - песня моя». Особый интерес вызывают экспонаты, связанные с атомным флотом. В музее хранятся модели всех поколений атомных судов («Ленин», «Арктика», «Таймыр»), Здесь же представлена модель единственного в мире транспортного судна с ядерной паропроизво дящей установкой-атомного лихтеровоза «Севморпуть». Кстати, дети называют его за огромные размеры «Полярным Титаником». Уникаль ны модели ядерного реактора и подводного комплекса для погрузки арктической нефти на Варандее. На стендах музея размещены старые морские приборы, докумен ты, фотографии знаменитых моряков, совершавших первые экспе диции по морям Северного Ледовитого океана. В музее имеется кол лекция видеофильмов об Арктике. Большое число судовых колоколов позволяет посетителям услы шать и сравнить их мелодичное, продолжительное звучание. Завершает экспозицию диорама «Освоение Северного морского пути», показывающая процесс работы моряков в условиях Арктики. Живыми, яркими красками вспыхивает северное сияние. Все, что собрано в залах музея, - результат бескорыстного труда ветеранов пароходства. В экспозициях сохраняются мужество и ге роизм моряков, запечатлена память о научных открытиях и славных делах трудового коллектива, которому они посвятили большую часть своей жизни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz