О друзьях-товарищах : воспоминания [о В. С. Маслове] : Валентина Ивановна Карепова // Площадь Первоучителей : литературно-художественный и общественно-политический альманах Мурманского отделения Союза писателей России. – Мурманск, 2006. – № 6. – С. 20-21.

острова — одна и та же судьба. Может быть, вот эти наши конференции, суждения и решения, принятые нами, общественное мнение, которое в нашей свободной стране, может быть, что-нибудь и стоит. Как говорят, капля камень точит. Задача-то глав­ ная — сохранить, может быть, в какой-то степени развить, а главное — не уронить того наследства, которое нам оставил Виталий Семёнович. За всех поручиться не могу, но скажу, что мы, моряки-мезенцы и сёмжане-долго- щелы всегда будем помнить нашего славного земляка, замечательного человека Вита­ лия Семёновича Маслова и будем стремиться быть похожими на него. Валентина Ивановна КАРЕПОВА (заведующая музеем Мурманского морского пароходства) Говорят, что литература отражает жизнь человека, общества. 37 лет жизни Вита­ лия Семёновича Маслова связано с Арктикой, с флотом. Эти годы можно назвать творческой лабораторией моржа-писателя. Именно в эти годы накапливались знания, опыт. Масловская мудрость, оттачивалось его писательское мастерство. Немало его книг связано с морем. Закончив 7 классов, Виталий Маслов поступил в 1951 году и в 1956-м закончил учёбу в Ленинградском мореходном училище на радиотехническом отделении. По направлению поехал на Восток. С 1956 по 1958 годы работал в Сахалинском морском пароходстве на пароходе «Будённовск», теплоходе «Большерецк» и пароходе «Азов» в должностях электронавигатора, начальника рации. Приехал в отпуск — да так и остался у себя на родине. С января 1959-го работал в Северном государственном морском пароходстве на разных судах на подмене, постоянного судна у него в это время нет. Это и явилось главной причиной его перевода в Архангельскую гидрогра­ фическую базу Главного управления Севморпути электромехаником. Из Архангель­ ска на гидрографическом судне «Иней» ушёл в Арктику и остался вместе с судном в Тикси. Проработал на «Инее» четыре навигации до перевода в Мурманское пароход­ ство. Виюле 1962 года Маслов написал письмо в отдел кадров ММП с вопросом: не требуются ли в Мурманске радисты? И неожиданно быстро получил приглашение на работу в наше пароходство. Вэто время Виталий Семёнович находится в море и тут же срочно радирует: «Вызов получил, нахожусь в море. Приходом в порт сдаю дела, вылетаю». 15декабря 1962 года он был принят на работу, зачислен в резерв радиооперато­ ром, а уже на третий день, 18декабря, направлен на атомный ледокол «Ленин». Здесь произошла его встреча с капитаном Борисом Макаровичем Соколовым, дружба с которым их связала на всю жизнь. Начало 60-х годов для ММП ознаменовано историческими походами дизель-элек- трохода «Обь» к берегам Антарктики. В это время атомный ледокол «Ленин» нахо­ дился на модернизации. И Виталия Семёновича как опытного радиста направляют уже начальником рации на знаменитой «Оби» в длительный антарктический рейс 1967-1968 гг. В этом рейсе он получил немало впечатлений, которые позже стали основой его публикаций. Характеристики Маслова пестрят положительными отзывами: трудолюбив, гра­ мотный специалист, много внимания уделяет совершенствованию средств связи, все­ гда поддерживает надёжную связь с берегом и т.д. После «Оби» он принимает непос­ редственное участие в приёмке и наладке нового радиооборудования, а затем возвра­ щается на атомоход «Ленин». Впериод работы на атомоходе выходит в свет его пер­ вый роман «Круговая порука», за который ему присуждена Всесоюзная им. Н. Ост­ ровского премия «За лучшее произведение о молодёжи» (СП и ЦК ВЛКСМ). Позже он станет ещё не один раз лауреатом литературных конкурсов, но это уже будет во время его работы в Мурманском отделении Союза писателей. А тогда, 15.12.82 г., в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz