Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

мель, а затем своим ходом дошло до Мурманска. Но повреждения были таковы, что до конца войны пароход был выведен из эксплуа­ тации. С конца июня транспортные суда стали осуществлять перевозку на фронт воинских частей, стройматериалов и необходимой рабо­ чей силы для сооружения оборонительных рубежей. Груженые па­ роходы немедленно отходили от причалов, чтобы освободить место другим. Из Кольского залива один за другим выходили суда. Пер­ вым вышел из Мурманска в пограничный, расположенный на побе­ режье Мотовского залива, пункт Титовку пароход «Енисей». 26 июня он высадил первых солдат воинского соединения. Пароход осуществ­ лял перевозку резервов, пока в Титовку не подошли войска противни­ ка. Последним рейсом из Титовки 30 июня «Енисей» вывез раненых. Транспорты шли по Мотовскому заливу, который постоянно про­ стреливался фашистской артиллерией. Особенно опасным был про­ ход траверза маяка Мотка. Нередко один и тот же груз приходилось перевозить, совершая несколько рейсов, так как артиллерия и авиа­ ция противника не позволяли подойти к берегу и разгрузиться. Бо­ лее десятка таких рейсов совершил пароход «Революция» под ко­ мандованием капитана А. Г. Мочалова. В таких же условиях совершал рейсы из Порт-Владимира в бух­ ту Озерко пароход «Кола» (капитан 3. И. Хабаров), имея на буксире парусник «Правда». Такие же смелые рейсы совершал пароход «Про­ летарий» под командованием капитана JI. В. Падорина. Иногда на судно налетало сразу 5—9 вражеских самолетов, сбрасывавших 40—50 бомб. Опытный капитан умело отклонялся от них и приво­ дил судно неповрежденным. Благодаря умелым действиям и самоотверженности моряков за три месяца войны из судового состава Мурманского пароходства была потеряна при выполнении воинских перевозок в Мотовском заливе лишь небольшая шаланда «Териберка». Активно участвовал в подвозе войск и вооружения пароход «Со­ фья Перовская» (капитан И. Н. Андреев). Хорошо оборудованный грузовыми средствами, этот пароход совершал удивительно смелые рейсы вдоль крутых берегов мыса Пикшуев, занятых немецкой ар­ тиллерией. Лавируя между разрывами снарядов, судно успешно про­ рывалось к берегам, где находились наши воинские части. С первых дней войны пароходы «Володарский», «Товарищ Ста­ лин», «Сосновец», «Кооперация», «Ястреб», «Мария Ульянова» пе­ редавались военному командованию для переоборудования под пе­ ревозки специального назначения. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz