Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.
мель, а затем своим ходом дошло до Мурманска. Но повреждения были таковы, что до конца войны пароход был выведен из эксплуа тации. С конца июня транспортные суда стали осуществлять перевозку на фронт воинских частей, стройматериалов и необходимой рабо чей силы для сооружения оборонительных рубежей. Груженые па роходы немедленно отходили от причалов, чтобы освободить место другим. Из Кольского залива один за другим выходили суда. Пер вым вышел из Мурманска в пограничный, расположенный на побе режье Мотовского залива, пункт Титовку пароход «Енисей». 26 июня он высадил первых солдат воинского соединения. Пароход осуществ лял перевозку резервов, пока в Титовку не подошли войска противни ка. Последним рейсом из Титовки 30 июня «Енисей» вывез раненых. Транспорты шли по Мотовскому заливу, который постоянно про стреливался фашистской артиллерией. Особенно опасным был про ход траверза маяка Мотка. Нередко один и тот же груз приходилось перевозить, совершая несколько рейсов, так как артиллерия и авиа ция противника не позволяли подойти к берегу и разгрузиться. Бо лее десятка таких рейсов совершил пароход «Революция» под ко мандованием капитана А. Г. Мочалова. В таких же условиях совершал рейсы из Порт-Владимира в бух ту Озерко пароход «Кола» (капитан 3. И. Хабаров), имея на буксире парусник «Правда». Такие же смелые рейсы совершал пароход «Про летарий» под командованием капитана JI. В. Падорина. Иногда на судно налетало сразу 5—9 вражеских самолетов, сбрасывавших 40—50 бомб. Опытный капитан умело отклонялся от них и приво дил судно неповрежденным. Благодаря умелым действиям и самоотверженности моряков за три месяца войны из судового состава Мурманского пароходства была потеряна при выполнении воинских перевозок в Мотовском заливе лишь небольшая шаланда «Териберка». Активно участвовал в подвозе войск и вооружения пароход «Со фья Перовская» (капитан И. Н. Андреев). Хорошо оборудованный грузовыми средствами, этот пароход совершал удивительно смелые рейсы вдоль крутых берегов мыса Пикшуев, занятых немецкой ар тиллерией. Лавируя между разрывами снарядов, судно успешно про рывалось к берегам, где находились наши воинские части. С первых дней войны пароходы «Володарский», «Товарищ Ста лин», «Сосновец», «Кооперация», «Ястреб», «Мария Ульянова» пе редавались военному командованию для переоборудования под пе ревозки специального назначения. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz