Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

Здание управления порта (7 ноября 1944 г.) Оставлять такой флот под угрозой усиливающихся налетов было бы непоправимой ошибкой. Тогда было принято решение отправить в Архангельск скопившиеся у мурманских причалов суда. От Мур­ манска до Архангельска следовало пройти 450 морских миль в усло­ виях полярного дня и угрозы удара с воздуха и моря. Конвоировать такое количество транспортов из-за недостатка военных кораблей было некому. Поэтому суда отправлялись поодиночке с некоторым интервалом. Несколько суток работники службы эксплуатации пароходства не покидали стен управления. Сколько радости и волнений испыты­ вали люди, когда телеграф приносил весть о благополучном прихо­ де в Архангельск того или иного судна! Перегон судов оказался оп­ равданным. Было сохранено 150 плавединиц. Фашистские самолеты бомбили Мурманск с самого начала вой­ ны. Уже 23 июня, около 5 часов вечера, немецкие бомбардировщики совершили налет на судоремонтный завод Главсевморпути в Росте. Авиабомбой у причала был поврежден пароход «Архангельск». 25 июня пароходство понесло первые потери. Следуя вдоль Мурман­ ского берега, пароход «Роза Люксембург» под командованием ка­ питана А. И. Степанова был атакован фашистскими самолетами. Бла­ годаря мужеству команды на поврежденном пароходе удалось поту­ шить пожар, судно было спасено от затопления и отбуксировано на 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz