Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

А. А. Овсянников отдавал все силы, чтобы форсировать ремонт и вооружение пароходских кораблей. По его инициативе скорост­ ными методами были восстановлены и переоборудованы для воен­ ных целей стоявшие длительное время на приколе пароходы «Това­ рищ Сталин», «Циолковский», «Ильмень». Он же был зачинателем в пароходстве агрегатного способа ремонта судов. Однажды, когда потребовалось приспособить транспорт «Воло­ дарский», траулеры «Иосиф Сталин», «Роза Люксембург» и «Мария Ульянова» под плавучие склады мазута, Алексей Артемьевич нашел конструктивные решения для необходимых перестроек корпусов, которые были проведены судоремонтниками в рекордно короткий срок — всего за 10— 15 дней. В Государственном архиве Мурманской области я видел заказы, подписанные Алексеем Овсянниковым. В декабре 1942 года главный инженер пароходства направил на судоремонтный завод 7 кораблей. На «Бурее», «Шексне», «Оке», «Красине», «Красном партизане» и «Котлине» устанавливались 45-миллиметровые пушки. А на паро­ ходе «Осмуссаар», кроме пушки, на левом и правом крыле команд­ ного мостика монтировались два пулемета ДШК. А. А. Овсянникова в любое время суток можно было застать на судоремонтном заводе. По служебным делам ему также приходилось бывать в Ваенге, Архангельске и Москве. Жил Алексей Артемьевич на проспекте Сталина (дом 38, кв. 18). А его жена — Вера Васильев­ на — находилась в эвакуации в Куйбышевской области. Один из самых последних документов, подписанных Овсянни­ ковым, датирован 15 февраля 1943 года — за 13 дней до его траги­ ческой гибели. Это — заказ судоремонтному заводу на установку пушки на пароходе «Спартак». (А не тот ли это «Спартак», из-за которого Алексей Артемьевич перед войной получил выговор?). В том же 1943 году А. А. Овсянников погиб. Погиб, как написали бы в официальном некрологе, при исполнении служебных обязан­ ностей. О последних минутах жизни главного инженера А. А. Овсянни­ кова вспоминает ветеран пароходства А. Рогозин. В Мурманске наше судно «Андре Марти» поставили под разгрузку на лесные причалы. Сейчас на их месте стоит апатитовый причал. 28 февраля 1943 года на го­ род был произведен очередной налет немецкой авиации. Он продолжался почти всю ночь. Где-то около семи часов вечера на судно упали две авиабомбы весом 40— 50 килограммов каждая. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz