Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

ремонтом, так и общее руководство заводом (Наркомморфлота в Мурманске. — П. Ф.) и технической эксплуатацией судов. Энергич­ ный и способный работник. Хорошо знает состояние судов и умеет организовать судоремонт. В частности, им организован скоростной ремонт судов “Узбекистан”, “Двиналес” и проч.». Однако случались и неприятности. В конце 1940 года Мурман­ ский судоремонтный завод задержал ремонт парохода «Спартак». Нужно было поторопиться, тем более, что Наркомморфлот неустан­ но следил за выполнением планов. И тогда начальство завода по­ шло на обман. Был составлен фиктивный акт об окончании ремонта судна (хотя до окончания было еще далеко!), но самое главное за­ ключалось в том, что судоремонтники уговорили А. А. Овсяннико­ ва подписать его. 18 января 1941 года «Полярная правда» — опубли­ ковала статью «История одного рапорта». «Факт очковтиратель­ ства», как тогда говорили, всплыл наружу. Виновные были наказаны. А. А. Овсянников получил выговор. Меня долго не оставлял в покое вопрос: почему Алексей Арте­ мьевич пошел на эту нечистоплотную сделку? Что это — бесхарак­ терность («меня попросили, я и подписал»)? Легкомыслие? Думаю, ни то, ни другое. Овсянников прекрасно понимал, какими последствиями это мо­ жет обернуться для него. Однако действовал заодно с судоремонт­ никами, наверное, потому, что не хотел портить отношений (ему по должности приходилось с ними часто общаться). В Мурманске же он был человеком новым и пока что без прочных связей. Между тем накануне подписания этого злосчастного акта Ов­ сянников телеграфировал в Москву о том, что в Мурманске стоит штормовая погода, работы временно приостановлены, просил от­ ложить сроки сдачи судна... Этот случай послужил ему хорошим уроком. Он успешно выдер­ жал «испытательный срок», который установил для него Наркоммор­ флот СССР, и в апреле 1941 года нарком С. С. Дукельский оконча­ тельно утвердил А. А. Овсянникова в должности главного инженера. Когда началась война, перед Алексеем Артемьевичем Овсянни­ ковым встали новые задачи. Суда Мурманского пароходства ожи­ дали своей модернизации. Их нужно было вооружать, а те суда, ко­ торые требовали ремонта, срочно ремонтировать. Срочно, срочно... Судоремонтный завод Наркомморфлота бук­ вально задыхался от полученных заказов. Ведь своей очереди ждали не только суда пароходства, но и Северного флота. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz