Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

ник А. И. Никулин, старший механик Н. И. Кукаренко, машинисты 1 и 2 классов Л. А. Телятьев, В. Н. Семенов, матросы 1 класса В. С. Попов, В. В. Брехов, Б. Н. Наборский, кочегары Г. Д. Захаров, М. Н. Шадрин, Э. М. Лебедев, А. П. Некрасов, повар А. Г. Арсет- ская, буфетчица О. Я. Ваганова, дневальная Е. И. Казанская, кам- бузница Г. Н. Большакова, юнги Н. Н. Тюричев и В. В. Юдин. От­ радно, что эти имена появились на страницах Книги памяти, издан­ ной в Мурманске. Капитана Павла Григорьевича Ижмякова удалось поднять из воды, но от полученных ран и переохлаждения он умер на руках то­ варищей. Это был известный на Севере мореход. 24 года отдал он морю. Родом из Архангельской губернии, из крестьянской семьи. Окончил Архангельский морской техникум, плавал младшим и старшим помощником капитана на судах Северного морского паро­ ходства. В 1939 году перевелся в Мурманск, где стал капитаном парохода «Субботник». Уже в разгар войны сменил на «Пролетарии» не менее известного на Севере капитана Федора Васильевича Подорина, ко­ торый был контужен и по инвалидности ушел на берег. Ижмяков награжден орденом Красной Звезды, значком «Почетный работник морского флота». Шел ему тогда сорок второй год. В 1977 году име­ нем Ижмякова назван новый рудовоз. 3. ПАРОХОД «ТБИЛИСИ». В годы Великой Отечественной войны на Севере плавали два «Тбилиси». В литературе, случалось, авторы их путали. Первый «Тбилиси» германской постройки (ноябрь 1898 года) подорвался на германской же (!) мине в Енисейском заливе Карского моря 6 сентября 1943 года. Из экипажа погибла только дневальная Екатерина Сергеевна Бушуева. Ирония судьбы — за два года войны это было третье судно, на котором она тонула, и последнее... Через год имя «Тбилиси» унаследовал американский транспорт типа «Либерти» (бывшее название «Джон Лангдон»), постройки 1942 года, переданный нашей стране в счет будущих репараций с Италии; пришел из Шотландии в союзном конвое в марте 1944 года. Он имел сварной корпус, дедвейт 10 807 тонн, являлся тогда самым крупно- тоннажным судном Северного пароходства, перевозил грузы по внут­ ренним коммуникациям между Архангельском, Диксоном, Дудин­ кой, губой Белушьей на Новой Земле. Возглавлял экипаж капитан Владимир Константинович Субботин. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz