Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

попала в судно. В машинное отделение через пробоину хлынула вода. Капитан Ижмяков направил пароход к берегу. Благодаря самоот­ верженным усилиям экипажа «Пролетарий» остался на плаву и в рай­ оне Порт-Владимира сумел дойти до обсушки. Через три месяца его подняли, отремонтировали, и он продолжил свои опасные рейсы. 4 декабря 1944 года из Печенгского залива вышел конвой ПК-20 в составе транспортов «Пролетарий», «Спартак», «Селенга», в охра­ нении были 4 больших и 2 малых охотника. Кроме 33 членов экипажа на борту «Пролетария» находились 10 бойцов военной ко­ манды и 13 солдат-пассажиров. Морозным утром пятого числа в 15 милях севернее Цып-Наволока пароход атаковала вражеская под­ лодка Х-995. Торпеда попала в носовую часть левого борта, судно переломилось и по донесению немецкого командира затонуло в тече­ ние 3 минут 25 секунд. Конвой продолжал путь, часть катеров оста­ лась. Один подбирал людей, а два «охотника» преследовали подвод­ ного противника. Удалось спасти 13 моряков и 5 военнослужащих. Уцелел в то трагическое утро и кочегар Александр Иванович Хухрин. Его воспоминания, записанные старшим археографом Мур­ манского госархива Г. Клочковой, нельзя читать без волнения: «Мне и моему напарнику Старховскому Николаю, он тоже был кочега­ ром, удалось выбежать через машинное отделение на палубу. У ра­ бочей шлюпки увидел очень много народа. Но, спущенная на воду, она перевернулась и ушла под воду вместе с находившимися в ней людьми... Времени на раздумья не оставалось: корма судна высоко поднялась, оно уходило под воду. Выпрыгнул за борт, ушел глубоко в воду. Когда всплыл на поверхность, увидел на воде какой-то пред­ мет, решил плыть к нему. Казалось, что не плыл, а шел по воде, на­ столько была холодной. Когда приблизился к тому предмету, оказалось, что это была шлюпка, в которой сидели два покрытых ледяным панцирем челове­ ка. Помочь они были не в состоянии. Собрав все силы, перевернулся через борт в шлюпку. Тело, моментально покрывшееся панцирем, отказалось повиноваться, но мозг продолжал работать. Знал, что спасение в движении. Схватив оказавшееся в шлюпке весло, стал лихорадочно грести, не зная куда, втаскивая на пути в шлюпку ока­ завшихся поблизости товарищей. Таким образом спас пять человек». Координаты гибели «Пролетария» — 69°56' северной широты, 32°53' восточной долготы. Назовем погибших моряков поименно: капитан П. Г. Ижмяков, старпом С. С. Воронцов, 2-й помощник В. В. Цинцадзе, 3-й помощ­ 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz