Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

он вез в основном боеприпасы, лесоматериалы, продукты, оттуда вывозил раненых. Его недаром называли чернорабочим войны. Не счесть бомбежек и налетов, которые испытали моряки за три года. И странное дело. Видимо, под счастливой звездой строилось судно, за все годы ни одного попадания или серьезного поврежде­ ния. В октябре 1944 года, сразу же после освобождения печенгской земли, пароход «Революция» первым из транспортных судов вошел в залив Петсамовуоно. Ни минные поля, ни подводные лодки, ни авиация противника не помешали экипажу Мочалова выполнить ответственное задание Северного флота. И вот последнее плавание. В начале декабря из Кольского зали­ ва курсом на Архангельск вышел небольшой конвой КБ-35 в со­ ставе пароходов «Революция», «Кама» и двух кораблей охранения СКР-20 и Т-38. К ним должен был присоединиться тральщик Т-122, вышедший 2 декабря из Иоканги, но в назначенной точке рандеву не состоялось. Плавание проходило в сложных погодных условиях — дул силь­ ный юго-западный ветер, в районе Лицких островов усилившийся до восьми баллов. Слабосильная машина «Революции» едва справ­ лялась с напором волны и штормового ветра. Скорость упала до 2,5 узла, затем стала еще меньше, а вскоре судно совсем потеряло ход. Походный ордер нарушился. Корабли дрейфовали, поджидая «Революцию». А судно все дальше относило в море, где волна была еще круче, где было намного светлее и опаснее, чем в теневой полосе берега. По воспоминаниям участников похода, несмотря на штор­ мовую погоду, стояла лунная ночь, противник при такой хорошей видимости мог легко обнаружить конвой. Так оно и случилось. В начале суток 3 декабря командир конвоя приказал «Каме» уве­ личить ход и следовать в Иокангу. В рейсовом донесении капитан «Камы» А. Шабалин писал: «Лег на истинный курс 149, имея истин­ ный пеленг острова Лицкий в расстоянии 5 миль. Счислимое место 68°46'09" северной, 37°48' восточной. С этого момента оторвался от п/х “Революция” и больше его не видел». Вскоре Шабалин наблю­ дал силуэт сопровождающего корабля и определил, что это сторо­ жевик СКР-20. В районе дрейфа «Революции» остался тральщик Т-38 под ко­ мандованием капитан-лейтенанта К. Л. Буркова. Это известный в довоенную пору мурманский рыболовный траулер «Киров», просла­ вившийся высокими уловами. Переоборудованный в 1941 году в боевой корабль бывший траулер имел неплохое вооружение — не­ сколько орудий, крупнокалиберные пулеметы, глубинные бомбы. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz