Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

Три декабрьские трагедии Д екабрь 1944 года... Вторая мировая война шла к завершению. Осенью последние российские земли были освобождены от фа­ шистских оккупантов, но борьба у северных берегов России еще про­ должалась. Потеряв военно-морские базы во Франции, основную часть подводных лодок немцы перевели в Норвегию. Отсюда, как и прежде, «волчьи стаи» вражеских субмарин действовали против со­ юзных конвоев, следовавших в Мурманск и Архангельск. Но и местные морские линии были под пристальным вниманием немецких подводников. В связи с освобождением Печенги и созда­ нием там военно-морской базы масштаб военных перевозок расши­ рился. Грузы теперь перевозились по трем основным линиям: Коль­ ский залив — Печенга (условное наименование КП), Кольский за­ лив — Иоканга (КИ), Кольский залив — порты Белого моря (КБ). В течение месяца на этих маршрутах погибли 3 транспортных судна, 3 боевых корабля Северного флота, один рыболовный траулер и один мотобот. В условиях полярной ночи и непогоды гибель их сопро­ вождалась большими человеческими жертвами. Расскажем о трех трагических событиях, случившихся тогда, 50 лет назад. 1. ПАРОХОД «РЕВОЛЮЦИЯ». Пароход «Революция», приписанный к Архангельску, был не­ большим и маломощным судном. Построенный в Норвегии в 1909 году, он имел дедвейт 515 тонн, скорость — шесть с небольшим уз­ лов. До 1918 года носил название «Актив», участвовал на Балтике в операциях во время Первой мировой войны. Позднее вошел в состав Северного государственного морского пароходства. В Великую Отечественную войну пароходом командовал Алек­ сандр Георгиевич Мочалов. Уроженец Вятской губернии, он окон­ чил Архангельское торгово-мореходное училище, десять лет штур­ маном плавал на гидрографических судах, потом на знаменитом ле­ доко л ьн ом п ароход е «Г еоргий С едов» , на пароходе «Роза Люксембург». Став капитаном, возглавлял экипажи местных пасса­ жирских судов «Ястреб» и «Кулой». В 1943 году был награжден ор­ деном Красной Звезды. В прифронтовой полосе любили пароход «Революция». Защит­ ники Заполярья с радостью встречали его на причалах поселков Ти­ товка, Озерко, Эйна-Губа. Благодаря своей малой осадке пароход мог выгрузиться или укрыться в труднодоступных местах. На фронт 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz