Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

Родился Иван Иванович Афанасьев 7 января 1901 года в селе Устье Ленинградской области Ораниенбаумского района в кресть­ янской семье. Работал учеником токаря, матросом Ленинградского портофлота. Без отрыва от производства окончил в 1920 году проф- техкурсы и до 1931 года плавал помощником капитана в Ленингра­ де. С 1940 года Иван Иванович капитан в Мурманске. Здесь, на мос­ тике, и застала его война, здесь, на мостике, и проявились его сме­ лость, решительность, гражданственность. в. в. П Р О С Т И Х И И Ценой жизни спасли конвой О гибели парохода «Ижора», принадлежавшего Мурманскому морскому пароходству, не сообщали в газетах и по радио. Род­ ные и близкие моряков только спустя несколько месяцев получили сообщения о том, что их сын или муж «пропал без вести в районе военно-морских действий при исполнении служебных обязанностей». Восстановим события того далекого времени. 6 марта 1942 года началась операция военно-морских сил Германии под кодовым на­ званием «Шпортпалас» («Дворец спорта») против союзных карава­ нов судов, направлявшихся в Россию. В море вышла эскадра, состо­ явшая из трех миноносцев во главе с линкором «Тирпиц». Им пред­ стояло разгромить конвой PQ-12, следовавший из Исландии в Мурманск. Не обнаружив конвой, «Тирпиц» взял обратный курс, и 7 марта эскадра встретила одиночное советское судно. Это был па­ роход «Ижора», вышедший 1 марта из Мурманска в Англию с гру­ зом леса в составе союзного конвоя QP-8. Судно из-за неисправнос­ ти двигателя отстало от каравана. Эсминец охранения фашистского линкора «Фридрих Ин» открыл огонь из орудий. Получив прямые попадания, пароход «Ижора» затонул в Норвежском море, юго-за- паднее острова Медвежий. Однако капитан судна успел предупре­ дить по радио о пиратском нападении кораблей противника. Сооб­ щение было принято английским легким крейсером «Кения», сопро­ вождавшим конвой PQ-12. Это позволило каравану избежать встречи с «Тирпицем» и спастись от гибели. Существует несколько версий, излагающих судьбу экипажа «Ижоры». Согласно одной из них погибли пять моряков, остальные 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz