Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.
бования военного времени коснулись и этого трудяги. На «Аргунь» возложили перевозку различного снаряжения и воинских призывни ков, а также переброску фронтовых частей. Именно такое задание было поручено экипажу и в последний раз. На борт был погружен строительный материал для сооружения бе реговых батарей и взяты пассажиры. Капитан В. А. Грешнер полу чил приказ: «Следовать из Архангельска на Мурманское побережье. Конечная точка — Иоканга». Приказы не обсуждаются: капитан дал команду отправляться в рейс. Для проводки судна прибыл военный лоцман капитан-лейтенант И. М. Любимов. Владимир Александрович Грешнер был уже в возрасте. Перед выходом в рейс 2 октября он скромно справил в каюте свое 55-летие. Выходец из дворян, он старался не выпячивать свое происхождение. Коренной петербуржец, Грешнер был влюблен в море. В родном го роде окончил военно-морское училище. А затем судьба связала его с торговым флотом. Он прошел традиционный путь от четвертого штурмана до ка питана. Перед назначением на «Аргунь» командовал пароходом «Кузбасс». По северным понятиям середина октября — это глубокая осень, щедрая на шторма и пронзительные, холодные ветры. Не поскупи лась на такие сюрпризы погода и в этот раз. Западные ветры гнали 7—8-балльные волны. Небо было затянуто темными грозовыми ту чами. В такой обстановке трудно было следить за поверхностью бу шующего Белого моря. Время подходило к 15 часам. Вахта бдитель но всматривалась в бурлящие волны, стремясь обнаружить перис коп вражеской подводной лодки. А когда стал смутно проступать на горизонте мыс Городецкий с маяком на мшистой вершине горы Сазонова, раздался оглушительный взрыв в районе полубака. Это взорвалась торпеда, выпущенная с фашистской подводной лодки U-132. Силой взрыва открылись трюмы, была сорвана носовая ле бедка, порван такелаж. На палубе стоял грохот от выброшенных бре вен и досок. Часть из них залетела в штурманскую рубку, повредив приборы. Капитан, находившийся в это время в рубке, случайно из бежал гибели. Он немедленно объявил тревогу. На борту «Аргуни» не возникло ни паники, ни шока. Экипаж привычно занял свои мес та по расписанию боевой тревоги. Опытный судоводитель В. Греш нер, оценив обстановку, решил сразу повернуть пароход в сторону берега, который находился в трех милях. Немцы тоже не дремали. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz