Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

бования военного времени коснулись и этого трудяги. На «Аргунь» возложили перевозку различного снаряжения и воинских призывни­ ков, а также переброску фронтовых частей. Именно такое задание было поручено экипажу и в последний раз. На борт был погружен строительный материал для сооружения бе­ реговых батарей и взяты пассажиры. Капитан В. А. Грешнер полу­ чил приказ: «Следовать из Архангельска на Мурманское побережье. Конечная точка — Иоканга». Приказы не обсуждаются: капитан дал команду отправляться в рейс. Для проводки судна прибыл военный лоцман капитан-лейтенант И. М. Любимов. Владимир Александрович Грешнер был уже в возрасте. Перед выходом в рейс 2 октября он скромно справил в каюте свое 55-летие. Выходец из дворян, он старался не выпячивать свое происхождение. Коренной петербуржец, Грешнер был влюблен в море. В родном го­ роде окончил военно-морское училище. А затем судьба связала его с торговым флотом. Он прошел традиционный путь от четвертого штурмана до ка­ питана. Перед назначением на «Аргунь» командовал пароходом «Кузбасс». По северным понятиям середина октября — это глубокая осень, щедрая на шторма и пронзительные, холодные ветры. Не поскупи­ лась на такие сюрпризы погода и в этот раз. Западные ветры гнали 7—8-балльные волны. Небо было затянуто темными грозовыми ту­ чами. В такой обстановке трудно было следить за поверхностью бу­ шующего Белого моря. Время подходило к 15 часам. Вахта бдитель­ но всматривалась в бурлящие волны, стремясь обнаружить перис­ коп вражеской подводной лодки. А когда стал смутно проступать на горизонте мыс Городецкий с маяком на мшистой вершине горы Сазонова, раздался оглушительный взрыв в районе полубака. Это взорвалась торпеда, выпущенная с фашистской подводной лодки U-132. Силой взрыва открылись трюмы, была сорвана носовая ле­ бедка, порван такелаж. На палубе стоял грохот от выброшенных бре­ вен и досок. Часть из них залетела в штурманскую рубку, повредив приборы. Капитан, находившийся в это время в рубке, случайно из­ бежал гибели. Он немедленно объявил тревогу. На борту «Аргуни» не возникло ни паники, ни шока. Экипаж привычно занял свои мес­ та по расписанию боевой тревоги. Опытный судоводитель В. Греш­ нер, оценив обстановку, решил сразу повернуть пароход в сторону берега, который находился в трех милях. Немцы тоже не дремали. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz