Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

Суда перевозили боеприпасы, снаряжение, а обратными рейсами доставляли в Мурманск раненых бойцов и трофеи. Фашисты изменили тактику действий своих подводных сил. Под­ лодки теперь редко выходили в открытое море, атаковали наши суда на подходах к портам и проливам. 3 декабря гитлеровской подводной лодкой был атакован и по­ топлен архангельский транспорт «Революция», команда которого вся погибла, а в ночь на 5 декабря торпедирован героический паро­ ход «Пролетарий». Спасся двадцать один моряк, более тридцати че­ ловек погибли. Военные моряки подняли на борт капитана Павла Григорьевича Ижмякова, но он, не приходя в сознание, умер. Это было последнее судно Мурманского морского пароходства, погиб­ шее в годы Великой Отечественной войны. Война на Северном бассейне закончилась 5 июня 1945 года, ког­ да был издан приказ военного командования, в котором судам раз­ решалось самостоятельное плавание без эскорта и включение огней с наступлением темного времени. Подводя некоторые итоги, мы можем сказать, что транспортный флот успешно обеспечивал на всех этапах войны необходимые воин­ ские перевозки. Около тысячи моряков погибли на фронтах, сотни не вернулись в родной порт, выполняя задания по перевозке грузов. Торпедированы и затонули десять транспортных судов. В конце вой­ ны в пароходстве остались всего три судна: «Спартак», «Сосновец», «Мурманск». 250 моряков удостоены правительственных наград. Трое (И. И. Афанасьев, К. М. Петровский, Б. И. Аказенок) стали Героями Советского Союза. Прошло 60 лет, но и сегодня в коллективе ОАО «Мурманское морское пароходство» жива память о тех, кто приближал победу, выполняя задания по перевозке грузов, о тех, кто навечно остался в студеных водах Арктики и Атлантики. Ежегодно теплоход «Клавдия Еланская» в День Победы — 9 мая — с участниками Великой Отечественной войны на борту на­ правляется к месту гибели парохода «Пролетарий», чтобы опустить венки в море, отдать дань памяти всем, кто погиб в те грозные годы. Прекрасным памятником для многих поколений стал Музей ис­ тории пароходства. По-юношески смотрят с музейных фотографий те, на чьи плечи легли ужасы огненных милей войны. Маслом напи­ саны картины, посвященные героическим судам «Старому больше­ вику», «А. Сибирякову», портреты капитанов П. Г. Ижмякова и А. А. Качаравы, механика И. А. Макарьина, машиниста П. И. Вави­ 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz