Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

Основными пунктами захода судов становятся Озерко, Чан-Ру- чей, Кильдин, Сайда-Губа, Сеть-Наволок, Териберка. В навигацию сорок третьего в наиболее сложных условиях рабо­ тали каботажные суда пароходства «Сосновец», «Спартак», «Про­ летарий» и другие. Большинство рейсов к линии фронта соверша­ лось под непрерывными бомбежками и артиллерийским обстрелом врага. 31 марта экипаж парохода «Пролетарий» по прибытии в бухту Озерко неожиданно подвергся нападению шести вражеских бомбар­ дировщиков. Моряки не только сохранили судно, но и сбили два фашистских самолета. В мае экипаж выполнял как обычно рейс на фронт. Недалеко от Порт-Владимира судно было атаковано восемью самолетами противника. Умелые действия зенитчиков позволили отбить атаку фашистских самолетов. От взрыва были сорваны кинг­ стоны, частично разошлись швы корпуса, судну угрожала опасность, но благодаря самоотверженности экипажа судно дошло до порта. Неоднократно в суровые военные годы перед пароходством вста­ вала кадровая проблема. К началу 1943 года в коллективе работали 1334 человека, из них 589 моряков. Такой численности едва хватало для обеспечения минимальных требований, предъявляемых к эксп­ луатации судов морского флота. На основании приказа Наркомата от 16 октября 1942 года «О введении института воспитанников — юнг на судах морского флота» на флоте работали 40 подростков. За каждым из них был закреплен опытный наставник. Все чаще на фло­ те стал использоваться и женский труд. Вместо мужей на флот при­ шли их жены. Десятки женщин плавали матросами, машинистами, поварами. В их числе Вера Воженкова, Лидия Михайличенко, Ольга Воронцова и другие. В 1944 году в Мурманском пароходстве оставалось всего шесть судов, из них в эксплуатации — пять. Такого малочисленного флота для обеспечения военных перевозок было недостаточно. Поэтому в Мурманск были направлены из Архангельска пароходы «Револю­ ция», «Софья Перовская», «Свияга» и другие. Эти суда сразу вклю­ чились в перевозку воинских грузов в пункты Мотовского и Коль­ ского заливов. 15 октября наши войска овладели портом Лиинахамари, а уже на следующий день к его причалам подошел первый советский тран­ спорт с воинскими грузами. Это был пароход «Сосновец» (капитан А. Д. Кузьмин). Наступление Советской армии продолжалось, поэтому морской путь из Мурманска в Лиинахамари оставался самым оживленным. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz