Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.
Основными пунктами захода судов становятся Озерко, Чан-Ру- чей, Кильдин, Сайда-Губа, Сеть-Наволок, Териберка. В навигацию сорок третьего в наиболее сложных условиях рабо тали каботажные суда пароходства «Сосновец», «Спартак», «Про летарий» и другие. Большинство рейсов к линии фронта соверша лось под непрерывными бомбежками и артиллерийским обстрелом врага. 31 марта экипаж парохода «Пролетарий» по прибытии в бухту Озерко неожиданно подвергся нападению шести вражеских бомбар дировщиков. Моряки не только сохранили судно, но и сбили два фашистских самолета. В мае экипаж выполнял как обычно рейс на фронт. Недалеко от Порт-Владимира судно было атаковано восемью самолетами противника. Умелые действия зенитчиков позволили отбить атаку фашистских самолетов. От взрыва были сорваны кинг стоны, частично разошлись швы корпуса, судну угрожала опасность, но благодаря самоотверженности экипажа судно дошло до порта. Неоднократно в суровые военные годы перед пароходством вста вала кадровая проблема. К началу 1943 года в коллективе работали 1334 человека, из них 589 моряков. Такой численности едва хватало для обеспечения минимальных требований, предъявляемых к эксп луатации судов морского флота. На основании приказа Наркомата от 16 октября 1942 года «О введении института воспитанников — юнг на судах морского флота» на флоте работали 40 подростков. За каждым из них был закреплен опытный наставник. Все чаще на фло те стал использоваться и женский труд. Вместо мужей на флот при шли их жены. Десятки женщин плавали матросами, машинистами, поварами. В их числе Вера Воженкова, Лидия Михайличенко, Ольга Воронцова и другие. В 1944 году в Мурманском пароходстве оставалось всего шесть судов, из них в эксплуатации — пять. Такого малочисленного флота для обеспечения военных перевозок было недостаточно. Поэтому в Мурманск были направлены из Архангельска пароходы «Револю ция», «Софья Перовская», «Свияга» и другие. Эти суда сразу вклю чились в перевозку воинских грузов в пункты Мотовского и Коль ского заливов. 15 октября наши войска овладели портом Лиинахамари, а уже на следующий день к его причалам подошел первый советский тран спорт с воинскими грузами. Это был пароход «Сосновец» (капитан А. Д. Кузьмин). Наступление Советской армии продолжалось, поэтому морской путь из Мурманска в Лиинахамари оставался самым оживленным. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz