Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

На следующий день судно догнало конвой. На корабле коман­ дира эскорта одновременно взвились три сигнальных флага с лите­ рами «Щ», «К», «Л», что означало — «хорошо поработали». Капитан И. И. Афанасьев, его помощник по политической части К.М. Петровский и матрос Б. И. Аказенок за мужество и героизм, проявленные в этом бою, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Правительство Великобритании наградило И. И. Афанасьева орденом Британской империи IV степени. В конце июня 1942 года из Исландии вышел в Советский Союз конвой PQ-17 в составе тридцати шести транспортных судов и боль­ шого количества кораблей охранения. Поскольку в исторической литературе подробно излагается печальная история этого конвоя и, кроме того, в его составе не было судов нашего пароходства, я не стану подробно излагать историю этого каравана. Но вспомнить о нем, как об одной из драматических страниц в истории союзных кон­ воев, необходимо. Из 36 транспортных судов 24 были потоплены самолетами и надводными кораблями гитлеровской Германии. Анг­ лийский военный эскорт, испугавшись немецкой атаки, бросил суда, приказав им рассредоточиться и следовать автономно. После этого трагического эпизода войны на море англичане при­ няли решение о нецелесообразности направлять конвои в летний период. Отказ Великобритании от конвоирования судов заставил наркомат морского флота попытаться более широко использовать Северный морской путь. Такая попытка была предпринята в начале августа 1942 года. 8 августа пароходы «Чернышевский», «Щорс», «Алма-Ата», «Петровский» — всего 13 судов — в сопровождении ледореза «Лит­ ке», ледокола «Ленин» и кораблей сопровождения Северного флота направились из Северной Двины на Восток. Большинство судов, получив тяжелые ледовые повреждения, смогли дойти только до порта Амбарчик в устье реки Колымы. Даль­ ше идти было невозможно, все было забито тяжелыми паковыми льдами. Суда получили приказ возвращаться обратно. Без особых происшествий караван в октябре прибыл в губу Белушья (Новая Зем­ ля), где экипажи получили указание следовать в Исландию. Чтобы не сорвать перевозки важных стратегических грузов, северным ко­ раблям пришлось совершать автономные переходы через Атланти­ ку в одиночку, без сопровождения военных эскортов. Немецкое командование понимало, насколько важное значение имею ю рях , поэтому было горохе*»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz