Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.
В начале сорок второго года в Северной Норвегии сосредоточи лись основные ударные силы германского надводного флота: лин кор «Тирпиц», тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», линкоры «Лют- цов», «Хиппер» и другие. Кроме того, туда были переведены четыр надцать подводных лодок. В Карском море противник начал ставить минные поля. С наступлением светлого времени враг обрушил на наши мор ские коммуникации мощные массированные удары. Суда подверга лись интенсивным атакам со стороны немецкой бомбардировочно торпедоносной авиации, подводных лодок и надводных кораблей, базировавшихся в Северной Норвегии. Годом крупных потерь для моряков Мурманского пароходства стал сорок второй год. 7 марта фашистский линкор «Тирпиц» обнаружил и уничтожил отставший от каравана PQ-12 пароход «Ижора» (капитан В. И. Бе лов). Судно застряло во льдах вблизи берегов Шпицбергена. Лин кор открыл огонь из тяжелых орудий. Получив прямое попадание, транспорт затонул. Моряки погибли, успев предупредить по радио о пиратском нападении «Тирпица». В начале апреля 1942 года пароходство обратилось к командо ванию Северным флотом с предложением передать в свое распоря жение из состава транспортного отряда теплоход «Циолковский» с целью более эффективного использования его на внешних перевоз ках. Эта просьба была удовлетворена. 28 апреля теплоход, загружен ный пиломатериалами, вышел в составе конвоя в Англию. 1 мая конвой был атакован вблизи острова Медвежий подлодками про тивника. Одна из торпед угодила в борт «Циолковского» и он начал медленно погружаться. Видя неминуемую гибель судна, капитан при казал команде оставить его. Вскоре судно было торпедировано вто рично и мгновенно ушло под воду. Английский конвойный корабль подобрал лишь тринадцать человек. Двадцать девять моряков по гибли. Погиб и капитан Владимир Григорьевич Левицкий. На внешних перевозках затонули также «Двинолес», «Ильмень» и другие. С наступлением полярного дня английское военно-морское ко мандование пыталось прекратить плавание гражданских судов в се верные порты Советского Союза, ссылаясь на то, что каждый пятый пароход гибнет, не доходя до места назначения. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz