Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

В начале сорок второго года в Северной Норвегии сосредоточи­ лись основные ударные силы германского надводного флота: лин­ кор «Тирпиц», тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», линкоры «Лют- цов», «Хиппер» и другие. Кроме того, туда были переведены четыр­ надцать подводных лодок. В Карском море противник начал ставить минные поля. С наступлением светлого времени враг обрушил на наши мор­ ские коммуникации мощные массированные удары. Суда подверга­ лись интенсивным атакам со стороны немецкой бомбардировочно­ торпедоносной авиации, подводных лодок и надводных кораблей, базировавшихся в Северной Норвегии. Годом крупных потерь для моряков Мурманского пароходства стал сорок второй год. 7 марта фашистский линкор «Тирпиц» обнаружил и уничтожил отставший от каравана PQ-12 пароход «Ижора» (капитан В. И. Бе­ лов). Судно застряло во льдах вблизи берегов Шпицбергена. Лин­ кор открыл огонь из тяжелых орудий. Получив прямое попадание, транспорт затонул. Моряки погибли, успев предупредить по радио о пиратском нападении «Тирпица». В начале апреля 1942 года пароходство обратилось к командо­ ванию Северным флотом с предложением передать в свое распоря­ жение из состава транспортного отряда теплоход «Циолковский» с целью более эффективного использования его на внешних перевоз­ ках. Эта просьба была удовлетворена. 28 апреля теплоход, загружен­ ный пиломатериалами, вышел в составе конвоя в Англию. 1 мая конвой был атакован вблизи острова Медвежий подлодками про­ тивника. Одна из торпед угодила в борт «Циолковского» и он начал медленно погружаться. Видя неминуемую гибель судна, капитан при­ казал команде оставить его. Вскоре судно было торпедировано вто­ рично и мгновенно ушло под воду. Английский конвойный корабль подобрал лишь тринадцать человек. Двадцать девять моряков по­ гибли. Погиб и капитан Владимир Григорьевич Левицкий. На внешних перевозках затонули также «Двинолес», «Ильмень» и другие. С наступлением полярного дня английское военно-морское ко­ мандование пыталось прекратить плавание гражданских судов в се­ верные порты Советского Союза, ссылаясь на то, что каждый пятый пароход гибнет, не доходя до места назначения. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz