Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

Судовые экипажи срочно подключились к выполнению саморе- монтных работ. Моряки своими силами выполняли такие операции, которые в мирное время смогли бы произвести лишь крупные судо­ ремонтные заводы. Приведу только один пример. Вдекабре 1941 года пароход «Спар­ так» в Кандалакшском заливе попал в тяжелый лед и получил серь­ езные повреждения рулевого устройства. Ни одно предприятие Кан­ далакши не бралось выполнить такой ремонт. Казалось, что судно обречено на длительный простой. Однако моряки решили произвести ремонт на месте. Своими силами разобрали устройство и с помощью оборудования железнодорожных мастерских станции Кандалакша исправили деформированные части и установили их на место. На все это ушло пять дней, после чего пароход «Спартак» продолжил рейс. С января 1942 года из-за сложной ледовой обстановки Архан­ гельский порт прекратил принимать прибывавшие на Север карава­ ны. Госкомитет обороны принял решение разгружать суда с импор­ том в Мурманске. Мурманский порт не был подготовлен к приему судов. Основное крановое хозяйство в первые дни войны было эва­ куировано в Архангельск, Мончегорск, Кандалакшу, не хватало грузчиков и т. д. В середине декабря в Мурманск прибыли представители штаба Государственного Комитета Обороны и Британского министерства военных перевозок для урегулирования всех вопросов, связанных с движением конвоев. 21 декабря 1941 года под охраной боевых кораблей в Кольский залив вошел первый союзный караван с военными грузами из Анг­ лии. В его составе прибыл советский пароход «Декабрист», доста­ вивший 7000 т продовольствия и другого груза. Поэтому декабрь 1941 года внес серьезные изменения в жизнь пароходства, порта и города. 10 января 1942 года в Мурманск приехал уполномоченный Госу­ дарственного Комитета Обороны И. Д. Папанин. Потребовались неимоверные усилия портовиков, моряков, судоремонтников, но уже 12 января 1942 года Мурманск принял конвой PQ-7 в составе девяти иностранных судов и нашего парохода «Чернышевский». Через неделю пришел еще караван. В числе восьми его судов был теплоход «Старый большевик». Третий караван состоял из девяти судов, среди них пароход «Ижора» из нашего пароходства. В течение 1942 года все большее количество судов Мурманского пароходства включалось во внешние перевозки. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz