Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.
Судовые экипажи срочно подключились к выполнению саморе- монтных работ. Моряки своими силами выполняли такие операции, которые в мирное время смогли бы произвести лишь крупные судо ремонтные заводы. Приведу только один пример. Вдекабре 1941 года пароход «Спар так» в Кандалакшском заливе попал в тяжелый лед и получил серь езные повреждения рулевого устройства. Ни одно предприятие Кан далакши не бралось выполнить такой ремонт. Казалось, что судно обречено на длительный простой. Однако моряки решили произвести ремонт на месте. Своими силами разобрали устройство и с помощью оборудования железнодорожных мастерских станции Кандалакша исправили деформированные части и установили их на место. На все это ушло пять дней, после чего пароход «Спартак» продолжил рейс. С января 1942 года из-за сложной ледовой обстановки Архан гельский порт прекратил принимать прибывавшие на Север карава ны. Госкомитет обороны принял решение разгружать суда с импор том в Мурманске. Мурманский порт не был подготовлен к приему судов. Основное крановое хозяйство в первые дни войны было эва куировано в Архангельск, Мончегорск, Кандалакшу, не хватало грузчиков и т. д. В середине декабря в Мурманск прибыли представители штаба Государственного Комитета Обороны и Британского министерства военных перевозок для урегулирования всех вопросов, связанных с движением конвоев. 21 декабря 1941 года под охраной боевых кораблей в Кольский залив вошел первый союзный караван с военными грузами из Анг лии. В его составе прибыл советский пароход «Декабрист», доста вивший 7000 т продовольствия и другого груза. Поэтому декабрь 1941 года внес серьезные изменения в жизнь пароходства, порта и города. 10 января 1942 года в Мурманск приехал уполномоченный Госу дарственного Комитета Обороны И. Д. Папанин. Потребовались неимоверные усилия портовиков, моряков, судоремонтников, но уже 12 января 1942 года Мурманск принял конвой PQ-7 в составе девяти иностранных судов и нашего парохода «Чернышевский». Через неделю пришел еще караван. В числе восьми его судов был теплоход «Старый большевик». Третий караван состоял из девяти судов, среди них пароход «Ижора» из нашего пароходства. В течение 1942 года все большее количество судов Мурманского пароходства включалось во внешние перевозки. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz