Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

тель начальника пароходства по эксплуатации Исаак Осипович Улицкий. Руководители оказывали помощь экипажам, уходящим в рейсы. Прибывшие в Архангельск суда Мурманского пароходства. Управление которого на протяжении всей войны оставалось в Мурман­ ске (начальник А. Д. Фортученко), приказом наркома морского фло­ та были переданы в подчинение Северному морскому пароходству. С конца июля 1941 года часть транспортного флота переключи­ лась на перевозку экспортно-импортных грузов. 31 августа 1941 года в Архангельск пришел первый союзный ка­ раван под кодовым названием «Дервиш-1» с военными грузами. Пока шла разгрузка этих судов, готовились к отходу в Англию. И 27 сен­ тября 1941 года караван английских судов вышел из Архангельска. В составе конвоя шли пять наших судов: «Алма-Ата» (капитан Г. С. Мирошниченко), «Моссовет» (капитан М. К. Федоров), «Сухо­ на» (капитан А. А. М алыгин), «Старый большевик» (капитан И. И. Афанасьев) и «Севзаплес» (капитан И. С. Карасев). 3 ноября со следующим караваном вышли пароходы «Ижора» и «Чернышевский», Помимо уже названных судов во внешние перевозки включились «Кузбасс», «Ильмень», «Правда», «Кузнец Лесов», «Ока», «Котлин», «Шелонь», «Пинега», «Кара», «Осмуссаар», «Циолков­ ский», «Узбекистан», «Двинолес», «Клара Цеткин», «Щорс», «Бурея». Связь СССР с союзниками осуществлялась по трем морским путям. Самым коротким и особо опасным был северный вариант пути. Тран­ спорты, шедшие из Америки и Англии, встречались в Исландии, фор­ мировались в караван и дальше шли под охраной военных кораблей. Достигнув меридиана Териберки или Иоканги, часть судов шла в Мурманск, а другие направлялись в Архангельск. Такой переход занимал всего 10— 12 суток. По соглашению между союзниками путь от Рейкьявика до север­ ных портов России был разделен на 2 оперативные зоны: до остро­ ва Медвежий транспорты эскортировали военно-морские силы Ве­ ликобритании и США, а далее охрану конвоев брал на себя Север­ ный флот. Рассчитывая на блицкриг, гитлеровское командование не обес­ печило на Севере необходимые силы для уничтожения конвоев. По­ этому в 1941 году суда практически не понесли потерь. С августа по декабрь 1941 года в наши северные порты прибыли семь конвоев — пятьдесят три транспортных судна. Из них восемь — советских. На запад ушли четыре конвоя — сорок семь судов, из них — пят­ надцать транспортов Мурманского и Северного пароходств. В те- 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz