Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.
Одним из первых после переоборудования погрузился пароход «Моссовет» (капитан Ф. А. Рынцин). Сразу после выхода из Коль ского залива судно подверглось бомбежке. Однако сопровождавшие его военные корабли своим огнем не позволили немецким самоле там вести прицельное бомбометание. «Моссовет» благополучно до ставил груз и возвратился в Мурманск. Однако нужно отметить, что в дальнейшем крупнотоннажные суда (грузоподъемностью 5 тыс. т) для перевозки резервов в Мотовский залив не привлекались. Ставший позднее начальником Мурманского морского пароходства Исаак Осипович Улицкий вспоминал: «...пароход “Циолковский” с во инской частью и боевым снаряжением следовал в Титовку. На под ходе к месту назначения капитан обратил внимание на то, что на причале совершенно безлюдно. Это его насторожило. Он сбавил ход. Подходя к причалу для швартовки, моряки заметили в стороне группу немцев. В машину была дана телеграфом команда “полный назад” . Развернувшись, судно полным ходом легло на обратный курс». Ка питан этого судна А. А. Малыгин всю войну успешно выполнял за дания военного командования и на других судах. В начале июля перед пароходством была поставлена задача — эвакуировать морем в Архангельск женщин, стариков, детей, цен ное оборудование. На пароходах «Герцен», «Шексна», «Куйбышев» было перевезено 95 процентов всех эвакуированных. Работу завер шили уже 5 июля. Флот Северного бассейна, вступив в Великую Отечественную войну, уже имел некоторый опыт воинских перевозок, полученный во время войны с Финляндией. Но теперь воинские перевозки имели несравненно большие масштабы. Руководило ими Управление тыла фронта и Северного флота. В июле правительство разрешило наркомату Военно-Морского Флота использовать суда гражданского флота для военных нужд. И тогда по решению командования Северного флота был создан во- енно-транспортный отряд, в который вошли семь судов: «Пролета рий», «Сосновец», «Субботник», «Спартак», «Циолковский» и дру гие. На них установили орудия и пулеметы, а в штат команды были включены командоры. В течение войны все транспортные суда были вооружены. В эки пажи большинства были включены военные моряки во главе с воен ным помощником капитана. Но в расчеты орудий и пулеметов при влекались и члены команды. Северный бассейн очень быстро стал фронтовым. Чтобы нару шить каботажное плавание в Баренцевом и в Белом морях, немецкое 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz