Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

Одним из первых после переоборудования погрузился пароход «Моссовет» (капитан Ф. А. Рынцин). Сразу после выхода из Коль­ ского залива судно подверглось бомбежке. Однако сопровождавшие его военные корабли своим огнем не позволили немецким самоле­ там вести прицельное бомбометание. «Моссовет» благополучно до­ ставил груз и возвратился в Мурманск. Однако нужно отметить, что в дальнейшем крупнотоннажные суда (грузоподъемностью 5 тыс. т) для перевозки резервов в Мотовский залив не привлекались. Ставший позднее начальником Мурманского морского пароходства Исаак Осипович Улицкий вспоминал: «...пароход “Циолковский” с во­ инской частью и боевым снаряжением следовал в Титовку. На под­ ходе к месту назначения капитан обратил внимание на то, что на причале совершенно безлюдно. Это его насторожило. Он сбавил ход. Подходя к причалу для швартовки, моряки заметили в стороне группу немцев. В машину была дана телеграфом команда “полный назад” . Развернувшись, судно полным ходом легло на обратный курс». Ка­ питан этого судна А. А. Малыгин всю войну успешно выполнял за­ дания военного командования и на других судах. В начале июля перед пароходством была поставлена задача — эвакуировать морем в Архангельск женщин, стариков, детей, цен­ ное оборудование. На пароходах «Герцен», «Шексна», «Куйбышев» было перевезено 95 процентов всех эвакуированных. Работу завер­ шили уже 5 июля. Флот Северного бассейна, вступив в Великую Отечественную войну, уже имел некоторый опыт воинских перевозок, полученный во время войны с Финляндией. Но теперь воинские перевозки имели несравненно большие масштабы. Руководило ими Управление тыла фронта и Северного флота. В июле правительство разрешило наркомату Военно-Морского Флота использовать суда гражданского флота для военных нужд. И тогда по решению командования Северного флота был создан во- енно-транспортный отряд, в который вошли семь судов: «Пролета­ рий», «Сосновец», «Субботник», «Спартак», «Циолковский» и дру­ гие. На них установили орудия и пулеметы, а в штат команды были включены командоры. В течение войны все транспортные суда были вооружены. В эки­ пажи большинства были включены военные моряки во главе с воен­ ным помощником капитана. Но в расчеты орудий и пулеметов при­ влекались и члены команды. Северный бассейн очень быстро стал фронтовым. Чтобы нару­ шить каботажное плавание в Баренцевом и в Белом морях, немецкое 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz