Карепова, В. И. Матвей В Кубе // Наука и бизнес на Мурмане. – 2013. – № 1 (74). – С. 41-44.
44 ГЛАВСЕВМОРПУТЬ: ЕГО ГЕРОИ И ТВОРЦЫ ляли некое подобие ветряной мельницы. Но как эта мельница должна дать свет, никто не знал. Фирму «Красный Матвей» возглавил старший ме ханик «Садко». Это было самое солидное пред приятие: оно монопольно владело всей «про изводственной базой», в том числе и токарным станком. Изготовляли модели ветряного двига теля, проверяли расчеты, разрабатывали эскизы и схемы. Вскоре все объединения потерпели крах. И только фирма «Красный Матвей» довела дело до конца. Ветродвигатель системы Матвея Матве ева — хитрое и малопонятное сооружение, изго товленное из частей гидрологической лебедки, брусьев, ремней, из парусины, —оживленно зама хал крыльями, и пароход на несколько минут внезапно озарился электрическим светом. К со жалению, пользоваться двигателем можно было только при устойчивом ветре 4—5 баллов, крайне редком в суровой Арктике. В остальное же время двигатель «Красный Матвей» использовался только для зарядки аккумуляторов радиостанций. Всю войну Матвеев ходил на ледокольном па роходе «Г. Седов». Несмотря на техническую из ношенность судна, старший механик обеспечивал безаварийную работу механизмов, выполнение всех задач по перевозке грузов в Арктике и зверо бойной компании. За самоотверженный труд М. М. Матвеев был награжден орденом Отече ственной войны II степени и орденом Красной Звезды. Сейчас уже немногие знают, что в 1946 году на «Г. Седове» произошел страшный пожар. Вспых нула киноустановка, погибли люди. При тушении пожара получил сильные ожоги и Матвей Матве евич. После лечения врачи дали заключение, что к работе в Арктике он «малопригодный». Было Мат вееву тогда 64 года. По воспоминаниям ветеранов, он не смог согласиться с таким заключением и об ратился в Министерство морского флота с прось бой позволить ему поработать на благо Родины. И разрешение было получено. Он был направлен старшим механиком на ледокольный пароход «Таймыр». В 1952 году был представлен к награж дению орденом Ленина. Но время неумолимо. На смену старому паро вому флоту пришли дизель-электрические суда. В 1954 году в возрасте 72 года Матвей Матвеевич Матвеев ушел на пенсию. Поселился он в южном городе Херсоне. Там и доживал свою жизнь. Воз можно и сейчас старожилы этого города помнят старого моряка в белом морском кителе с тростью в руке и наградами на груди. Традиции Матвея Матвеевича продолжают его внуки, которые живут в Мурманске и работают в рыболовном флоте. А память о первооткрывателе Северного морского пути хранится в музее Мурманского пароходства. Ледокольный пароход «Таймыр»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz