Карепова, В. И. Матвей В Кубе // Наука и бизнес на Мурмане. – 2013. – № 1 (74). – С. 41-44.

44 ГЛАВСЕВМОРПУТЬ: ЕГО ГЕРОИ И ТВОРЦЫ ляли некое подобие ветряной мельницы. Но как эта мельница должна дать свет, никто не знал. Фирму «Красный Матвей» возглавил старший ме­ ханик «Садко». Это было самое солидное пред­ приятие: оно монопольно владело всей «про­ изводственной базой», в том числе и токарным станком. Изготовляли модели ветряного двига­ теля, проверяли расчеты, разрабатывали эскизы и схемы. Вскоре все объединения потерпели крах. И только фирма «Красный Матвей» довела дело до конца. Ветродвигатель системы Матвея Матве­ ева — хитрое и малопонятное сооружение, изго­ товленное из частей гидрологической лебедки, брусьев, ремней, из парусины, —оживленно зама­ хал крыльями, и пароход на несколько минут внезапно озарился электрическим светом. К со­ жалению, пользоваться двигателем можно было только при устойчивом ветре 4—5 баллов, крайне редком в суровой Арктике. В остальное же время двигатель «Красный Матвей» использовался только для зарядки аккумуляторов радиостанций. Всю войну Матвеев ходил на ледокольном па­ роходе «Г. Седов». Несмотря на техническую из­ ношенность судна, старший механик обеспечивал безаварийную работу механизмов, выполнение всех задач по перевозке грузов в Арктике и зверо­ бойной компании. За самоотверженный труд М. М. Матвеев был награжден орденом Отече­ ственной войны II степени и орденом Красной Звезды. Сейчас уже немногие знают, что в 1946 году на «Г. Седове» произошел страшный пожар. Вспых­ нула киноустановка, погибли люди. При тушении пожара получил сильные ожоги и Матвей Матве­ евич. После лечения врачи дали заключение, что к работе в Арктике он «малопригодный». Было Мат­ вееву тогда 64 года. По воспоминаниям ветеранов, он не смог согласиться с таким заключением и об­ ратился в Министерство морского флота с прось­ бой позволить ему поработать на благо Родины. И разрешение было получено. Он был направлен старшим механиком на ледокольный пароход «Таймыр». В 1952 году был представлен к награж­ дению орденом Ленина. Но время неумолимо. На смену старому паро­ вому флоту пришли дизель-электрические суда. В 1954 году в возрасте 72 года Матвей Матвеевич Матвеев ушел на пенсию. Поселился он в южном городе Херсоне. Там и доживал свою жизнь. Воз­ можно и сейчас старожилы этого города помнят старого моряка в белом морском кителе с тростью в руке и наградами на груди. Традиции Матвея Матвеевича продолжают его внуки, которые живут в Мурманске и работают в рыболовном флоте. А память о первооткрывателе Северного морского пути хранится в музее Мурманского пароходства. Ледокольный пароход «Таймыр»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz