Карепова, В. И. Матвей В Кубе // Наука и бизнес на Мурмане. – 2013. – № 1 (74). – С. 41-44.
В. И. Карепова. МАТВЕЙ В КУБЕ 43 нием льдов. Старший механик Матвеев все время на работе. Он измучен, устал, но в самые ответ ственные моменты сам подменял механиков и спускался в воду. Операция продолжалась почти шесть суток без перерыва. Моряки понимали, что они не имеют права на зимовку во льдах ни при каких обстоя тельствах. Они должны выполнить задание — пройти Северным морским путем за одну навига цию. Вся страна, весь мир следили тогда за той уникальной операцией. И на Большую землю пошла телеграмма о по беде, о том, что судно двигается вперед, вырвав шись из ледовой ловушки. И вновь толчок,резкий удар, звон телеграфа. Все столпились вокруг стар- меха. Поломка серьезная. Вал ходит взад и вперед более чем на два сантиметра. Двигаться нельзя. «Авария тяжелая, но все исправимо» — сообщает Матвеев. Всю ночь работают механики, ставят распорки и закрепы. В машине непрерывно сту чат молотки, слышится спокойный голос стар- меха. К утру ремонт закончен, и пароход снова движется вперед. И снова повреждена лопасть. Матвей Матве евич, грустно улыбаясь, утешает О. Ю. Шмидта: «На море есть поверье: больше трех аварий в рейсе на судне не бывает. Аварийная программа нами выполнена». Однако впереди у экипажа было чудовищное испытание. Сломался под напором льда старый вал и вместе с лопастями ушел на дно. Ледоколь ный пароход превратился в обыкновенную баржу. Но, несмотря на все сложности этого рейса, зада ние правительства было выполнено. «Сибиряков» под парусами вышел в Берингов пролив. Впервые в истории судно прошло Северным морским путем с запада на восток за 66 суток. За успехи в этой экспедиции старший механик Матвеев был награжден орденом Трудового Крас ного Знамени и патефоном. Вдоль и поперек избороздил Матвеев Арктику. В 1937 году работал старшим механиком на ледо кольном пароходе «Садко». Пароход на 90 суток был передан в аренду высокоширотной экспеди ции Главсевморпути. Научным руководителем был назначен В. Ю. Визе. «Садко» действовал не в одиночку. Поблизости вела исследовательские ра боты экспедиция на «Г. Седове». Ледокольный па роход «Малыгин» также исследовал бассейн моря Лаптевых. У Новосибирских островов суда попали Ледокольный пароход «Садко» в тяжелый лед и уже не смогли из него выбраться. «Люди лишились сна и отдыха. Даже педантичный и спокойный старший механик — Матвей В Кубе (как прозвали весившего 125 килограммов стар шего механика бойкие на язык садковцы) —осу нулся и как будто немного убавил в весе. Он все время проводил в машинном отделении, чутко прислушиваясь к работе механизмов, работавших на пределе своей мощности» — вспоминал извест ный писатель-маринист Константин Бадигин*. Пришлось всем зимовать в дрейфующем льду. Огромный коллектив дрейфующей зимовки ра ботал необыкновенно напряженно. Но тяжелее всех доставалось машинным командам пароходов. Предстояло в короткий срок поставить машины на консервацию, смазать полированные поверх ности механизмов, чтобы предохранить их от ржавчины, откачать воду из котлов, организовать ремонтные работы. Всего не перечислить. Опыта зимовки в дрейфующих льдах ни у кого не было. Много спорили, обсуждали. Механики «Садко» под руководством Матвея Матвеевича хо рошо и раньше других справились со своей рабо той. А как только на судах погасли электрические огни, моряки начали придумывать, какие изгото вить двигатели, чтобы получить свет. Разбились на конкурирующие между собой группы и изготов- * Бадигин Константин Сергеевич (1910—1984) — капитан дальнего плавания, исследователь Арктики, писатель. Герой Советского Союза (1940). Кандидат географических наук (1953). В 1937 т. был вторым помощником капитана на л /п «Садко» во время дрейфа этою судна и двух судов - «Малыгин» и «Г. Седов» в море Лаптевых. В марте 1938 г. был назначен капитаном судна «Г. Седов» с командой в 15 человек продолжал дрейфовать 812 суток. Дрейф был закончен в Грен ландском море. — Прим. гл. ред.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz