Карепова, В. И. Матвей В Кубе // Наука и бизнес на Мурмане. – 2013. – № 1 (74). – С. 41-44.

В. И. КАРЕПОВА Матбей В Кубе С удьба этого человека заинтересовала меня с первых дней моей работы в музее Мурман­ ского морского пароходства. Листая Книгу почета арктического пароходства 50-х годов, я не­ вольно заинтересовалась одним из моряков, под фотографией которого стояла подпись: «Матвей Матвеевич Матвеев» и год рождения... 1882. Мужественное лицо, открытый взгляд и начи­ сто выбритая голова. Адалее... поиски, расспросы. И вот удача! Да, это тот Матвеев, который прошел с капитаном В. И. Ворониным и О. Ю. Шмидтом на «А. Сибирякове» Севморпуть с запада на восток в 1932 году, он же ходил с капитаном Н. И. Хромцовым в экспедиции на ледокольном пароходе «Садко». Написала в Архангельск и неожиданно полу­ чила письмо от внучки М. М. Матвеева. И, нако­ нец, у меня в руках личное дело старшего меха­ ника пароходов «Таймыр», «В. Русанов», «Садко» Матвея Матвеевича Матвеева. Читаю и перед гла­ зами проходит жизнь русского моряка, тесно свя­ занная с историей освоения Арктики. Родился Матвей Матвеев в семье бедного крестьянина Тверской губернии, вдали от моря. С восьми лет пошел работать по найму батраком. Но такой труд не приносил в дом достатка и, как только мальчику исполнилось шестнадцать, он уехал в Петербург искать работу. Его приняли кочегаром на буксирный пароход «Усердный», принадлежавший купцу Андерсону. Спустя не­ сколько лет он перешел в Земкараван Петроград­ ского порта, а затем был откомандирован на судах Земкаравана в Архангельский порт. Так фортуна накрепко связала юношу с морем, с Севером. В 1917 году Матвей окончил курсы механических знаний при мореходном училище, стал механи­ ком, работал на судах Северного морского паро­ ходства. Побывал в разных странах мира, но заво­ рожила моряка Арктика. Ее освоению посвятил он свою жизнь. Механиком был «от бога». И капитан Воронин, когда принималось решение об органи­ зации экспедиции по Северному морскому пути, пригласил Матвеева на должность старшего меха­ ника ледокольного парохода «А. Сибиряков». И не пожалел об этом. В рейсе четко работали все судовые механизмы. А когда в районе Колючин- ской губы ударами об лед оказались сломаны л о ­ пасти гребного винта и пароход дальше двигаться не мог, было принято решение —сменить обломки лопастей на новые. Машинной команде парохода под руководством Матвеева впервые в истории пришлось совершать такую операцию среди дрей­ фующих льдов, постоянно сдавливающих судно. Для того, чтобы механики смогли подойти к винту, был дан дифферент на нос - затоплен нос судна и поднята корма на шесть с лишнем метров. Однако ступица, на которой сидели остатки лопастей, была покрыта водой более чем на полметра. Ме­ ханикам приходилось работать под водой, темпе­ ратура которой минус один градус. Каждые три минуты менялись люди. С онемевшими руками они лезли по трапу наверх, оттирались спиртом и снова спускались вниз для продолжения работы. Наконец, сняты старые лопасти, на их место по­ ставлены и закреплены новые. Тяжелая даже в доке процедура осложнялась постоянным движе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz