Карепова, В. И. Матвей В Кубе // Наука и бизнес на Мурмане. – 2013. – № 1 (74). – С. 41-44.
В. И. КАРЕПОВА Матбей В Кубе С удьба этого человека заинтересовала меня с первых дней моей работы в музее Мурман ского морского пароходства. Листая Книгу почета арктического пароходства 50-х годов, я не вольно заинтересовалась одним из моряков, под фотографией которого стояла подпись: «Матвей Матвеевич Матвеев» и год рождения... 1882. Мужественное лицо, открытый взгляд и начи сто выбритая голова. Адалее... поиски, расспросы. И вот удача! Да, это тот Матвеев, который прошел с капитаном В. И. Ворониным и О. Ю. Шмидтом на «А. Сибирякове» Севморпуть с запада на восток в 1932 году, он же ходил с капитаном Н. И. Хромцовым в экспедиции на ледокольном пароходе «Садко». Написала в Архангельск и неожиданно полу чила письмо от внучки М. М. Матвеева. И, нако нец, у меня в руках личное дело старшего меха ника пароходов «Таймыр», «В. Русанов», «Садко» Матвея Матвеевича Матвеева. Читаю и перед гла зами проходит жизнь русского моряка, тесно свя занная с историей освоения Арктики. Родился Матвей Матвеев в семье бедного крестьянина Тверской губернии, вдали от моря. С восьми лет пошел работать по найму батраком. Но такой труд не приносил в дом достатка и, как только мальчику исполнилось шестнадцать, он уехал в Петербург искать работу. Его приняли кочегаром на буксирный пароход «Усердный», принадлежавший купцу Андерсону. Спустя не сколько лет он перешел в Земкараван Петроград ского порта, а затем был откомандирован на судах Земкаравана в Архангельский порт. Так фортуна накрепко связала юношу с морем, с Севером. В 1917 году Матвей окончил курсы механических знаний при мореходном училище, стал механи ком, работал на судах Северного морского паро ходства. Побывал в разных странах мира, но заво рожила моряка Арктика. Ее освоению посвятил он свою жизнь. Механиком был «от бога». И капитан Воронин, когда принималось решение об органи зации экспедиции по Северному морскому пути, пригласил Матвеева на должность старшего меха ника ледокольного парохода «А. Сибиряков». И не пожалел об этом. В рейсе четко работали все судовые механизмы. А когда в районе Колючин- ской губы ударами об лед оказались сломаны л о пасти гребного винта и пароход дальше двигаться не мог, было принято решение —сменить обломки лопастей на новые. Машинной команде парохода под руководством Матвеева впервые в истории пришлось совершать такую операцию среди дрей фующих льдов, постоянно сдавливающих судно. Для того, чтобы механики смогли подойти к винту, был дан дифферент на нос - затоплен нос судна и поднята корма на шесть с лишнем метров. Однако ступица, на которой сидели остатки лопастей, была покрыта водой более чем на полметра. Ме ханикам приходилось работать под водой, темпе ратура которой минус один градус. Каждые три минуты менялись люди. С онемевшими руками они лезли по трапу наверх, оттирались спиртом и снова спускались вниз для продолжения работы. Наконец, сняты старые лопасти, на их место по ставлены и закреплены новые. Тяжелая даже в доке процедура осложнялась постоянным движе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz