Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

88 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Когда флаг был поднят, торжественность тишины взорвалась 21 залпом в честь исторической победы. Затем от трибуны к флагштоку со старым древ­ ком от знамени, с которым шел к полюсу Георгий Седов, как символом мечты русских мореплавателей и ученых, символом победы моряков Мурманского пароходства, достигших неприступной точки Земли, подошел Кучиев. Позже капитан признался, что в тот момент он растрогался до слез. Как национальная реликвия древко было возвращено на Родину. Все остальное осталось на льди­ не. Праздник продолжался и после того, как закончилась торжественная часть. Задание Родины моряками успешно выполнено. Пройдено 2528 трудных мор­ ских миль. Цель была достигнута на восемь суток раньше намеченного срока. Опущена на дно Ледовитого океана большая металлическая плита с надпи­ сью: «СССР, 60-летие Октября. А/л “Арктика”. Широта 90 градусов. 1977». 15 часов простояла нарядная, украшенная флагами расцвечивания «Арк­ тика» у полюса. В 19 часов 05 минут атомоход вторично прошел точку Север­ ного полюса и лег на генеральный курс —по 45-му меридиану на Мурманск. К полюсу идти было трудно, но и обратная дорога оказалась не легче. Марш­ рут проходил по новой, неизведанной ранее трассе. Но благодаря умению и опыту судоводителей атомохода, экипажа вертолета, который по многу часов находился в воздухе, ледокол, преодолев невероятно тяжелые льды, благопо­ лучно вернулся в Мурманск. Цель экспедиции была успешно достигнута, но цель эта не была ради престижа —первыми на надводном корабле в активном плавании достигнуть Северного полюса. Она носила научно-практический характер и определялась долгосрочны­ ми планами дальнейшего освоения северных просторов нашей страны с их богатыми природными ресурсами. В ходе экспериментального рейса был вы­ полнен значительный объем научных исследований в условиях арктического плавания атомохода. Обработка собранных данных позволила точнее прогно­ зировать погоду и ледовую обстановку для более эффективной проводки су­ дов по Северному морскому пути, а проектировщики и кораблестроители получили дополнительные рекомендации по прочности ледоколов и ледо­ кольно-транспортных судов. Этот рейс стал еще одним экзаменом системы подготовки кадров море­ плавателей. В ходе его испытывались моральные качества моряков, их спо­ собность заставить атом трудиться на благо экономики страны. И этот экза­ мен моряки Мурманского пароходства выдержали на «отлично». Все они по­ лучили правительственные награды, все были награждены знаком «Почетному полярнику». Трое наших моряков —капитан Юрий Кучиев, главный инже­ нер-механик Олег Пашнин и мастер атомной паропроизводящей установки Фидус Асхадуллин — стали Героями Социалистического Труда. Атомоход «Арктика» был награжден орденом Октябрьской Революции. С момента того первого похода атомохода «Арктика» к вершине планеты прошло много лет. Постарел и выведен из эксплуатации герой Арктики,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz