Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
88 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Когда флаг был поднят, торжественность тишины взорвалась 21 залпом в честь исторической победы. Затем от трибуны к флагштоку со старым древ ком от знамени, с которым шел к полюсу Георгий Седов, как символом мечты русских мореплавателей и ученых, символом победы моряков Мурманского пароходства, достигших неприступной точки Земли, подошел Кучиев. Позже капитан признался, что в тот момент он растрогался до слез. Как национальная реликвия древко было возвращено на Родину. Все остальное осталось на льди не. Праздник продолжался и после того, как закончилась торжественная часть. Задание Родины моряками успешно выполнено. Пройдено 2528 трудных мор ских миль. Цель была достигнута на восемь суток раньше намеченного срока. Опущена на дно Ледовитого океана большая металлическая плита с надпи сью: «СССР, 60-летие Октября. А/л “Арктика”. Широта 90 градусов. 1977». 15 часов простояла нарядная, украшенная флагами расцвечивания «Арк тика» у полюса. В 19 часов 05 минут атомоход вторично прошел точку Север ного полюса и лег на генеральный курс —по 45-му меридиану на Мурманск. К полюсу идти было трудно, но и обратная дорога оказалась не легче. Марш рут проходил по новой, неизведанной ранее трассе. Но благодаря умению и опыту судоводителей атомохода, экипажа вертолета, который по многу часов находился в воздухе, ледокол, преодолев невероятно тяжелые льды, благопо лучно вернулся в Мурманск. Цель экспедиции была успешно достигнута, но цель эта не была ради престижа —первыми на надводном корабле в активном плавании достигнуть Северного полюса. Она носила научно-практический характер и определялась долгосрочны ми планами дальнейшего освоения северных просторов нашей страны с их богатыми природными ресурсами. В ходе экспериментального рейса был вы полнен значительный объем научных исследований в условиях арктического плавания атомохода. Обработка собранных данных позволила точнее прогно зировать погоду и ледовую обстановку для более эффективной проводки су дов по Северному морскому пути, а проектировщики и кораблестроители получили дополнительные рекомендации по прочности ледоколов и ледо кольно-транспортных судов. Этот рейс стал еще одним экзаменом системы подготовки кадров море плавателей. В ходе его испытывались моральные качества моряков, их спо собность заставить атом трудиться на благо экономики страны. И этот экза мен моряки Мурманского пароходства выдержали на «отлично». Все они по лучили правительственные награды, все были награждены знаком «Почетному полярнику». Трое наших моряков —капитан Юрий Кучиев, главный инже нер-механик Олег Пашнин и мастер атомной паропроизводящей установки Фидус Асхадуллин — стали Героями Социалистического Труда. Атомоход «Арктика» был награжден орденом Октябрьской Революции. С момента того первого похода атомохода «Арктика» к вершине планеты прошло много лет. Постарел и выведен из эксплуатации герой Арктики,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz