Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

НАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 87 лед, а 14 августа начались ледовые поля, которым не было края. «Арктика» вскоре стала похожа на врубовую машину, пробивающую скалу. Только это была скала лежащая. Лед —10 баллов, торосы. Впервые за время рейса сило­ вые установки были выведены на 100-процентную мощность. Атомоход упорно следовал к цели. И чем цель ближе, тем громче удары, сильнее вибрация. Во время приема пищи, чтобы не прыгали кастрюли и не слетали тарелки, за­ медляли ход. 16 августа ледокол вошел в такое мощное поле, что начали считать каждый метр пути. На 10 миль потратили четыре часа. В ночь на 17 августа никто не сомкнул глаз, боясь проспать торжественный момент. И вот по судовому радио прозвучал голос Павла Ню, четвертого помощника капи­ тана: «Наш ледокол в четыре ноль-ноль по московскому времени вышел на Северный географический полюс!». «Стоп машина! С приходом!» —крикнул капитан. В 7.12 опустили парадный трап. «Государственный флаг Советского Со­ юза на полюс — вынести!» — раздалась команда капитана Кучиева. Такого праздника ранее в истории не случалось. В центр установили флагшток, три­ буну, очертили круг, по которому все «советские посланцы» в валенках, с улыбками на лицах и транспарантами в руках совершили кругосветное пу­ тешествие. Позже такие путешествия стали традицией для всех гостей полю­ са. К флагштоку первый помощник капитана Владислав Георгиевич Лазарев прикрепил массивную капсулу с проектом Конституции, текстом Гимна СССР и судовой ролью экипажа. Подъем Государственного флага СССР —особо значимое событие в праз­ днике на вершине планеты. Подбор знаменосцев оказался делом не простым. В результате обсуждений алый флаг па десятиметровую высоту поднимали матрос Лиля Минина, ветеран флота, электронавигатор Александр Георгие­ вич Гамбургер, ветеран многих полярных экспедиций Илья Павлович Рома­ нов и старший инженер-оператор атомохода Юрий Кузнецов. Лиле Мини­ ной —самой молодой комсомолке из экипажа повезло невероятно. Всего пол­ года назад ей исполнилось 18 лет. Это был ее первый в жизни рейс. В школе зачитывалась книгами о море, об Арктике. А когда бабушка принесла в долг газету с объявлением о том, что в ГПТУ №4 можно приобрести морскую специальность и принимают девушек, сразу же побежала оформлять доку­ менты для поступления. А вот после окончания училища расстроилась до слез. Всех девушек направили на суда, а ее — в резерв. А тут такая удача! Впервые в море, да еще и на «Арктику», к полюсу! В результате она стала самым молодым почетным полярником в стране. Александр Георгиевич Гамбургер — инженер-электронавигатор, человек незаурядной эрудиции, которого уважали в экипаже не только за профессио­ нализм и знания, но и за доброту. Сорок лет своей жизни посвятил он Аркти­ ке. О полюсе и не мечтал, считал, что его время ушло. Он принял участие в этой экспедиции как подарок судьбы, весь рейс много работал и всех удивлял своим молчанием. Позже он объяснил это сильной взволнованностью.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz