Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
86 в- И.Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА В 20 часов капитан Кучиев скомандовал: «Полный ход!», и «Арктика», дав три прощальных гудка, заспешила в неизведанное. Мурманчане даже не по дозревали, в какой рейс уходит атомоход. Но участники похода, говорят, были удивлены тем, что один из атомоходцев получил из Одессы поздравление и пожелание успешно достичь Северного полюса. Видимо, там, в Одессе, не подозревали о том, что рейс-то секретный! Жизнь на судне шла своим чередом. Экипаж в количестве 171 человека четко нес вахту, а 36 «временно прикомандированных», среди них —ученые и корреспонденты основных центральных газет, любовались морем и с нетер пением ждали льдов. Все 207 человек готовились к нелегкой работе. Атомо ход, обогнув мыс Желания, вышел в Карское море и взял курс на пролив Вилькицкого. На вопрос о продолжительности рейса И. П. Романов —уче ный из Института Арктики и Антарктики и гидролог атомохода В. М. Лосев осторожно отвечали, что экспедиция займет примерно 29 суток. Достичь цели предполагалось 25 августа. Кто они, те, кому представилась возможность участвовать в данной исто рической экспедиции? Свидетели тех событий вспоминают, что экипаж ком плектовался из лучших моряков Мурманского морского пароходства. За ос нову были положены не только деловые качества специалистов, но и способ ности их вести себя адекватно в критических ситуациях. Возглавил экспедицию министр морского флота Тимофей Борисович Гуженко. Не за звездой Героя Социалистического Труда пошел в этот рейс министр, а для того, чтобы взять на себя ответственность за исход рейса. О капитане «Арктики» Юрие Кучиеве написано много. Это был опытней ший полярный капитан. Поход к полюсу —было его заветной мечтой. К ее свершению он шел через десятилетия арктических плаваний, накапливая опыт, силу, уверенность. Его мечта была лишь крупицей в многовековом стремле нии моряков —достичь неприступный полюс, подчинить его воле человека. Старшим помощником капитана в рейсе работал Анатолий Алексеевич Ламехов. «Когда он только спит?» — удивлялись пассажиры ледокола. За ботливый, хозяйственный, он отвечал за снабжение экспедиции, беспокоился о том, чтобы люди были тепло одеты и обеспечены всем необходимым в слу чае вынужденной высадки на лед. И продовольственное обеспечение на его плечах, и чистота помещений... Кроме того, он и вахты стоял на ходовом мостике. Так уж случилось, что на его ночной вахте ледокол достиг географи ческой точки Северного полюса. Гидрологом атомохода был Валерий Михайлович Лосев —человек безза ветно влюбленный в Арктику, один из лучших специалистов в сфере ведения ледовой авиаразведки, лауреат Государственной премии, трагически погиб ший в авиакатастрофе в Арктике в марте 1999 года. И вот 11 августа около часа дня с левого и правого борта судна раздался резкий скрежет. На него болезненно отреагировали те, кто впервые вышел в Арктику. Бросившись к иллюминаторам, они поняли, что ледокол вошел в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz