Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 83 судна находилась съемочная группа советских и итальянских кинооперато­ ров во главе с известным итальянским оператором Луидже Филипо Корте, директором по совместной постановке картины итальянцем Роберто Куомо, советским заместителем директора по совместной постановке 3. Гридиным. Во время трехдневного перехода до Шпицбергена между кинооператорами и нашими моряками завязалась дружба. Несмотря на штормовую погоду, ита­ льянцы прекрасно общались с экипажем, вели дружеские беседы. Особенное впечатление произвел Роберто Куомо, немного знавший русский язык. В знак уважения к морякам из своих запасов он приготовил национальное итальян­ ское блюдо —спагетти и угощал им всех членов экипажа. Покидая борт суд­ на, Роберто Куомо сказал: «Большое вам спасибо, советские друзья!». К месту будущих съемок спешил еще один «артист» —ледокол «Сибиря­ ков», входивший в состав Балтийского морского пароходства. Ему предстоя­ ло сыграть роль ледокола «Красин». Оказалось, использовать «Красин» в фильме было невозможно в связи с тем, что он был так перестроен, что со­ всем не был похож на старый ледокол. «Сибиряков» был значительно мень­ ше «Красина», но имел сходную конструкцию корпуса и надстроек. Большинство съемок проводилось в Арктике, вблизи места событий у берегов ЗФИ в бухте Тихая с борта «Оби» и вертолета. Ледовая разведка велась с вертолета МИ-4 известным полярным летчиком В. Аккуратовым. Денег продюсер не жалел. Он потратил на съемки более 10 млн долларов. Для съемок была изготовлена огромная модель дирижабля. Было снято мно­ го интереснейших эпизодов. Актеры разгуливали по льду среди торосов бо­ сиком, в одном нижнем белье проваливались в полыньи. Однажды во время работы разломалась льдина, на которой были декорации лагеря Нобиле. Вер­ толетом эвакуировали людей. Пришлось искать другую более надежную льди­ ну. А когда обосновались и вертолетом переправили на нее часть актерского состава, испортилась погода, и съемочная группа провела в изоляции, на льди­ не, в красной палатке, более полутора часов. Фильм получился художественным, а не документальным. Зрители с вол­ нением следили за историей любви молодого шведского полярника Финна Мальмгрена. Его роль блестяще исполнил Э. Марцевич. Кстати, эта сюжет­ ная линия любви Валерии и Финна стала самой романтической и запомина­ ющейся. Финальные же кадры гибели аэронавтов действовали на зрителей потрясающе. Интересным получился в исполнении Питера Финча образ Умберто Нобиле. В 1928 году ему было 43. На премьере фильма, которая состоялась в Риме, присутствовал Умберто Нобиле. Тогда ему исполнилось 83 года. В фильме он показан уставшим от жизни, за долгие годы измучен­ ным комплексом вины, но искренним и честным. Основные события, отра­ женные в сюжете, реальны, но наряду с правдой в фильме много вымыслов и смещенных акцентов. Через два месяца закончились съемки в Арктике. Но прежде, чем поки­ нуть борт дизель-электрохода «Обь», кинематографисты в знак благодарное-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz