Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 81 Тогда итальянская высокоширотная экспедиция на дирижабле «Италия» со­ вершила сенсационный полет в географическую точку Северного полюса. Ге­ нерал Умберто Нобиле известный итальянский инженер-конструктор ди­ рижаблей руководил той полярной экспедицией. 24 мая экспедиция достигла макушки Земли, но на обратном пути, недалеко от побережья архипелага Шпицберген, дирижабль вместе с ее участниками потерпел катастрофу. В спасении экспедиции, рискуя своей жизнью, тогда принимало участие более 1400 человек из 17 стран мира на судах и самолетах, но пробиться сквозь льды к основной группе потерпевших аэронавтов удалось лишь советскому ледоколу «Красин», спасшему восьмерых участников экспедиции. Режим Муссолини тогда обвинил Нобиле в том, что он покинул своих подчиненных. Нобиле, после крушения получивший сильный ушиб головы, сломанную руку и ногу, согласился улететь со льдины, поддавшись на угово­ ры шведского военного летчика Лундборга и всех участников полета, чтобы организовать работы по спасению аэронавтов. Спустя 40 лет после гибели дирижабля кинематографисты приняли ре­ шение снять фильм об этой драматической истории. Сама экспедиция —это уже документальный материал, дающий прекрасную основу для будущего фильма. Однако авторы картины не пошли по пути иллюстрации событий. Весь фильм построен как суд над Умберто Нобиле. Над сценарием фильма вначале работали Юрий Нагибин и режиссер Михаил Калатозов. В его осно­ ву авторы положили суд совести самого Нобиле. Идея фильма состояла в том, что спустя сорок лет Нобиле мысленно вызывал в свою гостиную всех участников экспедиции и задавал всем —и живым и мертвым —один и тот же вопрос: «Виноват он или нет?». Участники экспедиции были его обвини­ телями и адвокатами. В роли судей выступали великий норвежец, опытней­ ший и мудрейший исследователь Арктики Руаль Амундсен, пропавший в Арктике при спасении этой экспедиции, и известный советский исследова­ тель Арктики Самойлович, возглавлявший экспедицию на ледоколе «Кра­ син». Но продюсера не устроил сценарий, предложенный Ю. Нагибиным, и после нескольких переделок писатель отказался от работы над проектом. Его заменил лауреат премии «Оскар» итальянец Эннио де Кончини. «Красная палатка» стал первым в истории советским кинофильмом, ко­ торый лично финансировался западным продюсером. В нем снималось целое созвездие молодых советских актеров и зарубежных звезд: Донатас Банио­ нис, Клаудиа Кардинале, Никита Михалков, Эдуард Марцевич, Юрий Соло­ мин и др. По настоянию продюсера Ф. Кристальди, который финансировал фильм, в сценарий была введена женщина —медсестра Валерия. В роли Ва­ лерии продюсер видел только свою невесту, известную итальянскую звезду Клаудию Кардинале, а роль Мальгрена сыграл советский актер Э. Марцевич. Но вернемся к нашим морякам. После небольшой перекраски на бортах «Дежнева» было выведено новое название «Читта ди Милано», на флагштоке поднят итальянский флаг, и судно стало на рейде Кингсбея. Режиссер

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz