Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

78 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА на успешное плавание. Но уже на вторые сутки караван попал в ледовые тиски. Усилий четырех ледоколов оказалось недостаточно. Семь суток пако­ вые льды держали в плену весь караван. Все это время шла борьба за сохра­ нение судов. Ледоколы были беспомощны и вместе с транспортными судами дрейфовали на восток со скоростью 15—20 миль в сутки, пока их не вынесло на разрежение к югу от острова Врангеля. С 20 по 27 сентября в ледовую ловушку попал караван под проводкой ледоколов «Адмирал Макаров» и «Капитан Сорокин» с танкерами «Вам», «Надым» и дизель-электроходом «Художник Врубель». В течение сентября было всего шесть суток с ветрами благоприятных направлений. В эти дни было проведено более 20 судов, с мыса Шмидта уведено на восток 13 судов, которым грозила зимовка. 28 сентября наблюдался последний отход ветра на юго-восток. Тогда из Певека под проводкой атомохода «Ленин» и ледокола «Владивосток» вышли груженные экспортным лесом несколько дальневосточных судов. У мыса Ша- лаурова Изба караван был остановлен напором льдов. К счастью, через не­ сколько дней ветер поменял направление, и лед отошел от берега. Ледокол «Ермак» начал выводить суда из Певека к мысу Шелагскому. Улучшились условия и у мыса Шалаурова Изба, поэтому проводку находившегося там каравана обеспечил ледокол «Владивосток», а «Ленин» полным ходом после­ довал на соединение с ледоколом «Ермак». На помощь им спешил и атомо­ ход «Леонид Брежнев», т. е. «Арктика», получивший новое имя после смерти Л. И. Брежнева. 5 октября, когда караван был у мыса Якан, ветер поменял направление, скорость движения каравана резко снизилась. Суда начали застревать. 6 ок­ тября во время околки каравана на атомоходе «Леонид Брежнев» сломалась лопасть левого гребного винта, и ледокол вынужден был уйти в Певек для его замены. Положение каравана стало опасным. Громадные торошенные поля со всех сторон окружали суда и давили их все сильнее. На теплоходе «Коля Мяго- тин» уже появились пробоины в нескольких междудонных танках. Ледокол «Адмирал Макаров» делал отчаянные попытки вывести его из стыка полей. От этой работы со столов летела посуда, трескались на подволоках плафоны, лопались трубопроводы. Шесть суток ледоколы «Ермак» и «Капитан Хлеб­ ников» делали все возможное для спасения судна. Надежд на вывод изранен­ ного судна из тяжелого льда было немного. И только атомоход «Леонид Бреж­ нев» и ледокол «Капитан Хлебников» с огромным трудом вывели теплоход из опасной ситуации и отбуксировали в порт Провидения. Моряки вспоми­ нают, что это была ювелирная работа. Особенно туго пришлось каравану под проводкой ледоколов «Капитан Сорокин» и «Ленинград», пробивавшемуся с востока на запад к Певеку. В этом караване шел теплоход «Нина Сагайдак», имевший на борту продо­ вольствие для полярных станций. К концу сентября судно доставило груз

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz