Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
НАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 77 дратьев» и «Василий Федосеев» под проводкой ледоколов «Адмирал Мака ров», «Капитан Хлебников» и «Владивосток» Дальневосточного морского па роходства. Авиаразведка показала, что тяжелые паковые льды примыкают к берегу. Ледовая обстановка оценивалась как крайне неблагоприятная. Тем не менее, караван был готов к началу движения. Вскоре ветер поменял направ ление на юго-восточное, в районе каравана образовалась узкая трещина, и он успешно двигался по ней. Всего несколько часов потребовалось ледоколам, чтобы взломать барьер, преградивший вход в бухту Восточная. Ледокол «Владивосток» поспешил за очередным караваном, а «Адмирал Макаров» с судами последовал в Певек. Но теперь условия проводки стали совсем иными. «Адмирал Макаров» встретился со льдом такой прочности, что безостановочное движение в нем оказалось невозможным. Началась ра бота набегами. На освобождение от заклинивания уходило по нескольку ча сов. Тогда капитан ледокола В. Абоносимов решил испробовать ранее не при менявшийся им метод работы ледокола и транспортного судна, состоявший в следующем. Ледокол уперся своим форштевнем в кормовой вырез «Нижне- янска», и оба судна дали полный ход вперед. Случай исключительный и мог закончиться непредсказуемо. Но расчет и высокий профессионализм капита на превзошел ожидания. Так и пришли на рейд порта Певек к немалому удив лению встречающих. Близился конец июля, но еще ни одно судно не заходи ло в устье реки Колымы. Все пункты северной Чукотки оказались блокиро ванными тяжелыми льдами. 30 августа на участке от Айона до Шмидта начался обвал массива —ос новного поля арктического льда. Узкая полоска чистой воды между берегом и массивом могла быстро заполниться льдом, и тогда попали бы в тяжелую ситуацию более десятка дальневосточных судов, находящихся под выгрузкой у мыса Биллингса. Их судьбу решали часы, но моряки успели все суда поста вить в укрытия. 8 сентября в штабе морских операций был получен 8-суточный прогноз, в котором сообщалось, что в течение этих дней, вероятность возникновения благоприятных условий для плавания вблизи берега равна нулю. Обвалы ле дового массива становились все чаще. Возможность воспользоваться прибреж ным проходом появлялась все реже. Для большого количества судов реаль ностью стала угроза зимовки. Следует отметить, что в 1983 году на две недели раньше обычных сроков началось льдообразование вдоль берегов Чукотки. Здесь сгруппировался ран ний береговой припай. На участ ке Певек—Ванкарем около сорока транспор тных судов попали в ледовую ловушку. Путь караванам около острова Айон преградила сорокамильная перемычка из тяжелых паковых льдов. Для спасения судовиз порта Певек на восток вышли атомоход «Ленин», ледоколы «Ермак», «Капитан Хлебников», «Ленинград». У них под провод кой были дизель-электроход «Пенжина», теплоходы «Нижнеянск» и «Пио нер Киргизии». Небольшой состав каравана давал основания рассчитывать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz