Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

НАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 77 дратьев» и «Василий Федосеев» под проводкой ледоколов «Адмирал Мака­ ров», «Капитан Хлебников» и «Владивосток» Дальневосточного морского па­ роходства. Авиаразведка показала, что тяжелые паковые льды примыкают к берегу. Ледовая обстановка оценивалась как крайне неблагоприятная. Тем не менее, караван был готов к началу движения. Вскоре ветер поменял направ­ ление на юго-восточное, в районе каравана образовалась узкая трещина, и он успешно двигался по ней. Всего несколько часов потребовалось ледоколам, чтобы взломать барьер, преградивший вход в бухту Восточная. Ледокол «Владивосток» поспешил за очередным караваном, а «Адмирал Макаров» с судами последовал в Певек. Но теперь условия проводки стали совсем иными. «Адмирал Макаров» встретился со льдом такой прочности, что безостановочное движение в нем оказалось невозможным. Началась ра­ бота набегами. На освобождение от заклинивания уходило по нескольку ча­ сов. Тогда капитан ледокола В. Абоносимов решил испробовать ранее не при­ менявшийся им метод работы ледокола и транспортного судна, состоявший в следующем. Ледокол уперся своим форштевнем в кормовой вырез «Нижне- янска», и оба судна дали полный ход вперед. Случай исключительный и мог закончиться непредсказуемо. Но расчет и высокий профессионализм капита­ на превзошел ожидания. Так и пришли на рейд порта Певек к немалому удив­ лению встречающих. Близился конец июля, но еще ни одно судно не заходи­ ло в устье реки Колымы. Все пункты северной Чукотки оказались блокиро­ ванными тяжелыми льдами. 30 августа на участке от Айона до Шмидта начался обвал массива —ос­ новного поля арктического льда. Узкая полоска чистой воды между берегом и массивом могла быстро заполниться льдом, и тогда попали бы в тяжелую ситуацию более десятка дальневосточных судов, находящихся под выгрузкой у мыса Биллингса. Их судьбу решали часы, но моряки успели все суда поста­ вить в укрытия. 8 сентября в штабе морских операций был получен 8-суточный прогноз, в котором сообщалось, что в течение этих дней, вероятность возникновения благоприятных условий для плавания вблизи берега равна нулю. Обвалы ле­ дового массива становились все чаще. Возможность воспользоваться прибреж­ ным проходом появлялась все реже. Для большого количества судов реаль­ ностью стала угроза зимовки. Следует отметить, что в 1983 году на две недели раньше обычных сроков началось льдообразование вдоль берегов Чукотки. Здесь сгруппировался ран­ ний береговой припай. На участ ке Певек—Ванкарем около сорока транспор­ тных судов попали в ледовую ловушку. Путь караванам около острова Айон преградила сорокамильная перемычка из тяжелых паковых льдов. Для спасения судовиз порта Певек на восток вышли атомоход «Ленин», ледоколы «Ермак», «Капитан Хлебников», «Ленинград». У них под провод­ кой были дизель-электроход «Пенжина», теплоходы «Нижнеянск» и «Пио­ нер Киргизии». Небольшой состав каравана давал основания рассчитывать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz