Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
76 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Значительная часть плавания в этом рейсе проходила по местам, где ник то никогда еще не проходил, где карты являли собой белые листы, разграф ленные сеткой географических координат. Все делалось впервые. Арктическим морякам не надо объяснять, что такое Айонский ледовый массив. Толщина льда и торосов достигала десять и более метров. Никогда еще, даже при штурме Северного полюса, атомная энергетическая установка «Сибири» не работала в таком напряженном режиме. В судовом журнале появились записи: «За сутки прошли 1,9 мили... С 8.00 до 12.00 пробились на три корпуса». Приходилось поднимать мощность реактора до ста процентов. Миновав пролив Лонга, караван «Сибири» подошел к острову Колючин, у которого в 1934 году затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин». Так сошлись в одной географической точке два разных этапа освоения Се верного морского пути. 13 июня на траверзе мыса Сердце-Камень суда вышли на чистую воду и здесь расстались. Весь переход по намеченной трассе занял 17,5 суток. Впер вые транспортное судно было проведено высокими широтами из Мурманска до Берингова пролива на два месяца раньше обычного срока плавания судов через пролив Вилькицкого и море Лаптевых. Капитан дизель-электрохода горячо поблагодарил мурманских ледоколыциков за отличную проводку и самостоятельно пошел на Магадан. А атомный ледокол «Сибирь» снова вер нулся на запад, где его ждали суда, направляющиеся в Игарку за лесом и в Дудинку за рудой. За весь трансарктический рейс «Сибирь» сожгла в своих мощных реакто рах столько топлива, что его мог унести ребенок. Этот рейс вошел в историю освоения Арктики как экспериментальный, высокоширотный. Он расширил знания моряков и ученых об особенностях плавания на всей трассе Северного морского пути. Самая трудная навигация П о мнению специалистов, навигация 1983 года на востоке Арктики для моряков Мурманского пароходства была самой тяжелой во все годы работы по участию в освоении Северного морского пути. Она вошла в историю обилием непредвиденных ситуаций, требовавших от моряков нестандартных решений. Началась навигация в обычные сроки. 20 июня в районе мыса Сердце- Камень собрался первый караван, состоявший из теплоходов «Нижнеянск», «Пионер России», «Пионер Киргизии», дизель-электроходов «Капитан Кон
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz