Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

76 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Значительная часть плавания в этом рейсе проходила по местам, где ник­ то никогда еще не проходил, где карты являли собой белые листы, разграф­ ленные сеткой географических координат. Все делалось впервые. Арктическим морякам не надо объяснять, что такое Айонский ледовый массив. Толщина льда и торосов достигала десять и более метров. Никогда еще, даже при штурме Северного полюса, атомная энергетическая установка «Сибири» не работала в таком напряженном режиме. В судовом журнале появились записи: «За сутки прошли 1,9 мили... С 8.00 до 12.00 пробились на три корпуса». Приходилось поднимать мощность реактора до ста процентов. Миновав пролив Лонга, караван «Сибири» подошел к острову Колючин, у которого в 1934 году затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин». Так сошлись в одной географической точке два разных этапа освоения Се­ верного морского пути. 13 июня на траверзе мыса Сердце-Камень суда вышли на чистую воду и здесь расстались. Весь переход по намеченной трассе занял 17,5 суток. Впер­ вые транспортное судно было проведено высокими широтами из Мурманска до Берингова пролива на два месяца раньше обычного срока плавания судов через пролив Вилькицкого и море Лаптевых. Капитан дизель-электрохода горячо поблагодарил мурманских ледоколыциков за отличную проводку и самостоятельно пошел на Магадан. А атомный ледокол «Сибирь» снова вер­ нулся на запад, где его ждали суда, направляющиеся в Игарку за лесом и в Дудинку за рудой. За весь трансарктический рейс «Сибирь» сожгла в своих мощных реакто­ рах столько топлива, что его мог унести ребенок. Этот рейс вошел в историю освоения Арктики как экспериментальный, высокоширотный. Он расширил знания моряков и ученых об особенностях плавания на всей трассе Северного морского пути. Самая трудная навигация П о мнению специалистов, навигация 1983 года на востоке Арктики для моряков Мурманского пароходства была самой тяжелой во все годы работы по участию в освоении Северного морского пути. Она вошла в историю обилием непредвиденных ситуаций, требовавших от моряков нестандартных решений. Началась навигация в обычные сроки. 20 июня в районе мыса Сердце- Камень собрался первый караван, состоявший из теплоходов «Нижнеянск», «Пионер России», «Пионер Киргизии», дизель-электроходов «Капитан Кон­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz