Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 73 Первый высокоширотный З тот высокоширотный рейс начался 25 мая 1978 года, когда из Мур манска в Магадан вышел дизель-электроход «Капитан Мышев- ский» Дальневосточного морского пароходства. 28 мая в 15 часов по московскому времени атомный ледокол «Сибирь» Мурманского пароходства догнал транспортное судно у полуострова Адмиралтейства и взял его под проводку. После выхода в этот рейс на доске объявлений атомохода долго еще висел шутливый призыв к участникам экспедиции запастись конвертами, посколь ку белые медведи их не продают. От мыса Желания через Карское море со скоростью 10 узлов караван последовал на восток. Цель рейса —проверить возможность грузового су доходства в высоких широтах на трассе мыс Желания—мыс Арктический— район к северу от Новосибирских островов—пролив Лонга. Там, на стыке примерзающих к побережью и постоянно дрейфующих льдов Центрального Полярного бассейна, создается зона разводий, называемая Сибирской по лыньей. У моряков существует понятие —разведка корпусом, что сравнимо с раз ведкой боем. Такой разведкой стал весь экспериментальный рейс моряков двух пароходств. Экипаж «Сибири» возглавил капитан Владимир Константинович Кочет ков, моряк с тридцатилетним стажем работы в Арктике. Плавал на старом «Ермаке», на атомоходе «Ленин». Позже был направлен на строившуюся «Сибирь» и вывел ее на арктические трассы. Главным механиком атомохода работал Александр Калинович Следзюк. Это он зажигал первый реактор атом ного ледокола «Ленин», руководил группой наблюдения за строительством ледоколов второго поколения. А когда «Сибирь» ввели в эксплуатацию, он остался ее главным инженером-механиком. Тридцать лет арктических плава ний были и за плечами капитана транспортного судна Тимофея Федоровича Кривохижина. Так опыт арктических плаваний и мощная техника были про тивопоставлены напору многолетних арктических льдов. «Сибирь» впервые встретилась с дизель-электроходом «Капитан Мышев- ский» во время перевозок грузов для геологов и газовиков на мыс Харасавэй. В тот год, 16 февраля, впервые в истории мореплавания по Северному мор скому пути мурманские моряки вышли в столь ранние сроки в Арктику. «Сибирь» только пришла в порт приписки из Ленинграда, и тогда впер вые в Арктике прозвучали гордые позывные «Я —атомоход “Сибирь”». На трассах Харасавэя «Сибирь» впервые испробовала свои ледокольные силы. Зимние рейсы к Ямалу и к Таймыру сделали навигацию в западном рай оне Арктики круглогодичной. Наметить возможность решений этой задачи на всей трансарктической трассе —одна из задач экспериментального рейса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz