Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 71 Дизель-электроход «Павел Пономарев» с грузом для Ямала Фото из фондов музея истории ММП вали лучшими кадрами. Атомным ледоколом командовал Борис Макарович Соколов, а дизель-электроходом —Владимир Владимирович Михайличенко. Возглавлял экспедицию капитан-наставник Василий Андрианович Куроптев. Помощь каравану оказывала полярная авиация, гидрографы, гидрометеоро логи и другие службы. Судам предстояло пройти сквозь торосистые льды около трехсот пятидесяти миль. Сверхраннее начало арктической навигации для того периода —событие необычное. История освоения Арктики такого еще не знала. Поэтому предва рительно атомоход произвел разведку предстоящего пути —попробовал, как выражаются моряки, на «зуб» ледяной покров, определяя его толщину и сте пень проходимости. Путь оказался нелегким. В проливе Карские Ворота «Ле нин» вошел в такое снежно-ледовое месиво, что продвижение его прекрати лось. Но с помощью умелой работы командира вертолета Виталия Покумей- ко и инженера-гидролога Андрея Смирнова, маневрируя между ледяными полями, ледоколу удалось выбраться из ледового плена и вернуться к месту встречи с дизель-электроходом. В ночь со 2 на 3 апреля суда встретились в запланированном районе ост рова Колгуев. Отсюда начался совместный рейс, к которому было приковано внимание всей страны. Ему суждено было вписать новую страницу в исто рию освоения Арктики. 5 апреля караван прибыл к береговому припаю Ямала и встал в 25 милях от места выгрузки. Припайный лед у полуострова достигал толщины в полтора-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz