Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
70 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА День 22 июля стал самым радостным для всех находившихся на борту электрохода. В 9.50 утра по судовому времени «Обь» освободилась от ледо вого сжатия и получила возможность самостоятельно двигаться. Преодолев 90-дневный дрейф, жестокие штормы и ураганы, «Обь» верну лась на Родину. Капитан ждал оценки своей деятельности в столь сложном рейсе. Он знал, что есть люди, пытающиеся обвинить его в профессиональ ной ошибке, в результате которой судно оказалось в ледовом плену. Но спе циалисты и члены экипажа, пережившие трудности дрейфа, высоко оценили его профессионализм. В том рейсе «Обью» была достигнута самая южная в плавании точка —77 градусов 5 минут 5 секунд южной широты, 158 градусов 24 минуты западной долготы. Моряки и судно с честью вышли из этого суро вого испытания. Во время дрейфа был проведен целый комплекс уникальных исследований в неизученном районе Антарктиды. За спасение судна, мужество и отвагу двенадцать членов экипажа «Оби» были награждены орденами и медалями. Кавалером ордена Ленина стал капи тан Волков. Позже «Обь» совершала рейсы в Арктику, в Канаду. В 1980 году судно было выведено из эксплуатации и продано Министерству геологии. «Обь» использовалась на острове Колгуев как общежитие для нефтяников. И 19 сентября 1983 года Волкова не стало. Ему тогда исполнилось всего 50 лет. Так же трагично завершилась судьба его «Обушки», разбитой штормом и брошенной в губе Ременка вблизи селения Бугрино. Успешный эксперимент В 70-е годы интенсивно развивалась сырьевая база районов Крайнего Севера и Дальнего Востока нашей страны. В связи с этим ярко обозна чились перспективы Ямала. В этом районе были разведаны запасы газа и нефти. Железной дороги в те края не было. Единственная транспорт ная связь —флот. Однако летом доставка грузов по мелководью весьма за труднительна. Поэтому было решено испытать возможность выгрузки обору дования для нужд газовой промышленности прямо на ледовый припай. 31 марта 1976 года, на три месяца раньше обычного срока начала навига ции, атомный ледокол «Ленин» вышел из Мурманска, взяв курс в высокие широты Арктики. Атомоход вышел на меридиан острова Колгуев, где начи нались поля сплошных льдов. Там планировалась встреча с дизель-электро- ходом «Павел Пономарев», на борту которого находились грузы, предназна ченные для геологов на мысе Харасавэй. Первый рейс атомохода «Ленин» и дизель-электрохода «Павел Понома рев» к Ямалу был экспериментальным, в его эффективности тогда многие сомневались. Поэтому готовились очень тщательно. Экипажи укомплекто-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz